Педсовет
Виновата ли в этом школа и её методы обучения ? Какую роль при этом играет учитель ? Может ли учитель сформировать интерес у обучающихся к учебному процессу и при помощи чего ?
«… необходимо дать детям радость труда, успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости и собственного достоинства за свои достижения ». К. Д Ушинский
«… методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребёнка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, творчества, общения ». В. А. Сухомлинский
«… если ребёнку удастся добиться успеха в школе, то у него есть все шансы на успех в жизни » Американский психолог У. Глассер
«… если ребёнка лишить веры в себя, трудно надеяться на его « светлое будущее »». А. С. Белкин « Сформировать у детей потребность в учении можно лишь доброжелательными отношениями между учителями и обучающимися, основанными на уважении и требовательности ». И. Ф. Харламов « Создание « ситуации успеха » приводит к сотрудничеству учителей с обучающимися » Г. А. Цукерман
1. Ребёнок осуществляет поиск недостающих ему знаний. 2. Ученик активен, понимает, что ему ещё надо знать. 3. Ученик обращается в случае незнания к учителю без жалобы на свои трудности
Создать источник внутренних сил ребёнка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Создать такие условия, в которых ребёнок испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. Помнить, что ребёнку необходимо помогать добиваться успеха в учебной деятельности.
обобщение педагогических основ формирования у обучающихся интереса к учению, что влечёт за собой появление чувства уверенности в себе, не только в учебной деятельности, но и успешной социализации в обществе.
Ситуация успеха Ожидание успеха – стремление заслужить одобрение, утвердить своё « я », свою позицию, сделать заявку на будущее. Ситуация – сочетание условий, которые обеспечивают успех Успех – это результат подобной ситуации
С социальной точки зрения – это оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и её деятельности. С психологической точки зрения – это переживание состояния радости, удовлетворение от того, что результат, к которому стремилась личность, в своей деятельности, либо совпал с её ожиданиями, надеждами, либо превзошёл их. С педагогической точки зрения – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создаётся возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
« Сбывшаяся радость » ( типична для детей с хорошими способностями, стабильной успеваемостью, болезненно переживающих неудачи ) Задача педагога – показать пути предупреждения неудач или причины, источник неудач.
« Неожиданная радость » ( типична для детей с традиционно невысокими показателями и возможностями ) Задача педагога – убеждать ученика в возможности претендовать на более высокие достижения, стимулировать желание постоянно работать, а не « брать штурмом одну часть здания ».
« Общая радость » ( одобрение всем классом высокого успеха ученика со скромными способностями ) Задача педагога – Зафиксировать в памяти и в эмоциональном состоянии школьника коллективное переживание его личного успеха
« Семейная радость » ( разновидность « общей радости ») Работать вместе, но не вместо …! Задача педагога - осуществлять тесный контакт с учителями - предметниками, совместно фиксировать малейшие продвижения ребёнка к успеху.
« Радость познания » ( чувство, резко испытываемое обучающимся от самого процесса познания ( не от оценки ) Задача педагога – Создавать в коллективе необходимый интеллектуальный фон, который должен разбудить коллективный интерес обучающихся
« Мнимый успех » ( удовлетворённость обучающегося невысокими достижениями при объективной возможности иметь более высокие успехи ). Задача педагога – преодоление ситуаций мнимого успеха путём создания таких условий, при которых ученик повышает свои достижения.
« Опасный успех » ( разновидность « мнимого успеха ») 1. Обучающийся не хочет выделяться на фоне общей низкой активности одноклассников, пассивного педагогического состава Обучающийся не хочет терять дружбу с « представителями оппозиции класса » Успех достигается путём использования списывания, шпаргалок, подсказок и т. д. Задача педагога – вести воспитательную работу с классом в целом.
подбадривающие слова ; мягкие интонации ; мелодичность речи ; корректные обращения ; открытая поза ; доброжелательная мимика.
- это субъектное эмоциональное переживание неудовлетворения собой в ходе и результате совершения деятельности.
Акцентирование Сопоставление с трудностей ожидаемым Ограничение Успех - неуспех Внушение деятельности Отказ от помощи Мотивационное усиление
Оценка деталей деятельности ( реализуется педагогом ) Инициируется оценочное действие ребёнка относительно своих результатов и усиливается в процессе самоанализа и сопоставления Акцентирование трудностей - педагог направляет внимание ученика на сложные моменты деятельности, заставляет его собраться, настроиться на серьёзную работу
Ограничение деятельности – авансирование успешной деятельности ребёнка заменяется ограничением его права на её совершение Отказ от помощи – это скорее « кнут », чем « пряник », т. к. акцентируется внимание ребёнка на трудностях ; педагог уже помог ему, обозначив наиболее сложные детали предлагаемого решения.
Мотивационное усиление - осуществляется сравнение личностного смысла обучающегося, вскрываемого педагогом, с его социальной нормой. Сопоставление с ожидаемым – педагог, выражая своё сожаление по поводу полученного результата, апеллирует к достоинствам обучающегося, формируя у детей желание восстановить свою репутацию, исправить выявленные недочёты.
Внушение – реализуется вслед за любой произведённой операцией, включает ребёнка в деятельность, сопровождает внесение нового мотива.
Главным для нас должен являться внутренний мир ребёнка, как целостное явление, в котором невозможно « разорвать » эмоции и разум, воспитание и обучение, дом и школу, друзей по классу.
- это система осознанных и неосознанных представлений личности о самой себе, на основе которых она строит своё поведение.
Положительная « Я »- концепция – ( я нравлюсь, я способен, я значу …) способствует успеху, эффективной деятельности, положительным проявлениям личности. Отрицательная « Я » - концепция – ( я не нравлюсь, не способен …) Ухудшает результаты, способствует изменению личности в отрицательную сторону.
видеть в каждом ученике уникальную личность ; « Все дети талантливы » создавать личности « ситуации успеха », одобрения, поддержки, доброжелательности ; « Учись победно !» исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребёнка ; « Ребёнок хорош, плох его поступок !» предоставлять возможности и помогать детям. « В каждом ребёнке – чудо, ожидай его !»
Успех в учёбе – завтрашний успех в жизни
Спасибо за внимание !