Мастер-класс. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку 11 КЛАСС МОУ ГЦО г.Калининград 2009г. Учитель русского языка и литературы: Карпович Наталья Васильевна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Цель : понять суть и смысл технологии эффективного чтения. Задача : сформировать навык работы по алгоритму. Чему должны научиться ( желаемый результат.
Advertisements

Презентация к уроку по русскому языку (11 класс) по теме: Презентация "Готовимся к ЕГЭ. Учимся писать сочинение-рассуждение
Цель : понять суть и смысл технологии эффективного чтения. Задача : сформировать навык работы по алгоритму. Чему должны научиться ( желаемый результат.
Тема: Анализ текста при подготовке к ЕГЭ Цель: Попытаться найти ответы на наши вопросы в тексте В. Астафьева. Применяя технологию развития критического.

Тема текстаПроблема текстаАвторская позицияСтиль текстаТип речи.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Часть С)
НОВЫЙ ГОД Русский язык Русский язык Открытый урок Открытый урок с применением с применением информационных информационных технологий технологий (единый.
Типовые расчёты Растворы
Конструкторское бюро 1. 7 Вот он – страж дорог России И отважный и красивый. А характер, что кремень. Кепка, бляха и ремень, Он знаком всем нам по жизни,
Урок повторения по теме: «Сила». Задание 1 Задание 2.
Тренировочное тестирование-2008 Ответы к заданиям КИМ Часть I.
ТЕКСТ 1 (1)Со стыдом вспоминаю, сколько бесценного уничтожил я, уничтожил безвозвратно. (2)В нынешней квартире моей нет ни одной старой вещи, ничего из.
Урок литературы, 10 класс (2 часа) Тема урока: Марина Ивановна Цветаева. Биография поэта и поэтическое творчество. МОУ «Цветочинская СОШ» Учитель русского.
Маршрутный лист «Числа до 100» ? ? ?

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку». 10 класс Учимся писать КОММЕНТАРИЙ Гречух Наталья Ивановна, учитель МОУ «Средняя общеобразовательная.
Тем, кто учит математике, Тем, кто учит математику, Тем, кто знает и любит математику, И тем, кто ещё не знает, что он любит математику, Работать сегодня.
Школьная форма Презентация для родительского собрания.
Ребусы Свириденковой Лизы Ученицы 6 класса «А». 10.
Транксрипт:

Мастер-класс. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку 11 КЛАСС МОУ ГЦО г.Калининград 2009г. Учитель русского языка и литературы: Карпович Наталья Васильевна

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА Цель урока : показать значение текста, основные проблемы, художественные особенности; подготовить учеников к написанию сочинения-рассуждения по тексту; разобрать задания В1-В8; повторить сложные вопросы различных разделов языкознания.

Задачи урока: 1 Культурно-исторический комментарий. 2. Лексический комментарий. 3. Текстовый комментарий. 4. Итоговая интерпретация текста. 5. Языковые средства выразительности. 6. Синтаксический анализ теста. 7. Решение тестовых задач. Часть В.

ТЕКСТ (1)На задворках нашего села стояло на сваях длинное помещение из досок. (2)Я первый раз в жизни здесь услышал музыку – скрипку. (3)На ней играл Вася-поляк. (4)О чем же рассказывала мне музыка? (5)О чем-то очень большом. (6)На что же это жаловалась она, на кого гневалась? (7)Тревожно и горько мне. (8)Хочется заплакать, оттого что мне жалко самого себя, жалко тех, что спят непробудным сном на кладбище! (9)Вася, не переставая играть, говорил: «(10)Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорогого. (11)Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, он еще не сирота. (12)Все проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран, - но никогда не проходит и

не гаснет тоска по родине. (13)Эту музыку написал мой земляк Огинский. (14)Написал на границе, прощаясь с родиной. (15)Он посылал ей последний привет. (16)Давно уже нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не может отнять, жива до сих пор». (17)Спасибо вам, дяденька», - прошептал я. (18)»За что, мальчик?» - (19)»За то, что я не сирота». (20)Восторженными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее село, а также спящий за ним лес. (21)В эти минуты не было для меня зла. (22)Мир был добр и одинок так же, как я. (23)Во мне звучала музыка о неистребимой любви к родине! (24)Енисей, не спящий даже ночью, молчаливое село за моей спиной, кузнечик, из последних сил работающий наперекор осени в крапиве, отливающей металлом, - это была моя родина.

(25)…Прошло много лет. (26)И вот однажды в конце войны я стоял возле пушек в разрушенном польском городе. (27)Кругом пахло гарью, пылью. (28)И вдруг в доме, расположенном через улицу от меня, раздались звуки органа. (29)Эта музыка разбередила воспоминания. (30)Когда-то мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга после того, как я послушал полонез Огинского. (31)Но теперь та же музыка, которую я слушал в детстве, преломилась во мне и закаменела, особенно та ее часть, от которой я плакал когда-то. (32)Музыка так же, как и в ту далекую ночь, хватала за горло, но не выжимала слез, не прорастала жалостью. (33)Она звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами. (34)Музыка властвовала над оцепеневшим от горя городом, та самая музыка, которую, как вздох своей земли, хранил в сердце человек, никогда не видавший родины и всю жизнь тосковавший о ней. (По В. Астафьеву)

Ход урока: 1. Выразительное чтение текста. 2. Культурно-исторический комментарий: - Доклад ученика о жизни и творчестве В.П. Астафьева. Обратить внимание на его сложную жизненную ситуацию в детстве. - Что же это за композитор, чья музыка произвела неизгладимое впечатление на писателя В. Астафьева? Доклад ученика об Огинском. 3. Лексический комментарий. - Какие слова или выражения в тексте показались вам непонятными? Полонез – польский торжественный танец-шествие, а также музыка в ритме этого танца.

Орган – клавишный духовой музыкальный инструмент, состоящий из труб, в которые нагнетается воздух. Задворки – место за дворами, позади изб. Свая – столб, брус или бревно, забиваемые в грунт для опоры сооружения. «…я не сирота» - почему так говорит мальчик, оставшийся без родителей? «…музыка… переломилась во мне и закаменела» - как вы понимаете это выражение? «Музыка… хватала за горло, но не выжимала слез, не прорастала жалостью» -как вы понимаете эти выражения? 4. Текстовый комментарий. - Какова композиция текста? Из скольких частей состоит текст по смыслу? - Что мы узнали о герое из первой части? Какие чувства вызвала музыка у мальчика? Какое у него было детство? Найдите в тексте подтверждение этому. - Чему Вася-поляк научил мальчика? Что общего в судьбе мальчика и Васи? Кто из них более несчастен? За что мальчик благодарит Васю-поляка?

- Что мы узнали о герое из второй части текста? Какие чувства вызвала музыка у взрослого мужчины? Объясните, почему. Вспомнил ли он Васю- поляка, скрипача, из своего далекого детства? Найдите в тексте подтверждение этому. - Когда композитор Огинский написал эту прекрасную музыку? Что его вдохновляло? (Любовь к Родине.) - Давайте послушаем полонез. Он называется «Прощание с Родиной». - Какие ключевые слова можно выделить в этом тексте? ( Музыка и родина). Какое слово более значимо, более важно для писателя? - В каком предложении выражена главная мысль текста? Подсказка в задании А Сформулируйте проблемный вопрос, опираясь на ключевое слово «родина». ( Что такое родина для человека?)

- Сформулируйте проблемный вопрос, опираясь на ключевое слово «музыка». ( Какова роль музыки или искусства вообще для человека?) 5. Языковые средства выразительности в тексте. Текст художественного стиля, яркий, выразительный, эмоциональный. В нем используются различные художественные средства: метафоры, эпитеты, олицетворения, инверсия, вопросительные и восклицательные предложения. 6. Синтаксический комментарий. - Какие предложения по своей структуре преобладают в тексте, простые или сложные?( Простые. Когда говорится об очень важном, многословие излишне.) 7. Работа над заданиями В части 2.