Счетная палата Российской Федерации Направление деятельности по контролю расходов федерального бюджета на реализацию национальных приоритетов в области здравоохранения, социальной политики и за бюджетами государственных внебюджетных фондов Аудитор Счетной палаты В.С.КАТРЕНКО Анализ эффективности использования государственных средств на модернизацию отрасли здравоохранения в 2011 году и истекшем периоде 2012 года
Основные задачи модернизации здравоохранения 2 Б. Внедрение современных информационных систем В. Внедрение стандартов медицинской помощи А. Укрепление материально-технической базы 1 Завершение строительства ранее начатых объектов 2 Проведение текущего и капитального ремонта 3 Приобретение медицинского оборудования
Основная цель модернизации здравоохр анения 3 Повышение качества и доступности медицинской помощи
4 Механизм финансового обеспечения программ модернизации Источники финансового обеспечения за счет средств бюджета ФОМС Порядок финансового обеспечения Условия получения субсидий ФОМС Доходы за счет прироста тарифа на ОМС на 2 процентных пункта Общее увеличение поступлений в ФОМС – 460,0 млрд. рублей: в 2011 г. – 214,8 млрд. рублей в 2012 г. – 245,2 млрд. рублей ФОМС предоставляет субсидии в бюджеты территориальных фондов ФОМС направляет межбюджетные трансферты в федеральный бюджет Наличие утвержденной региональной программы модернизации здравоохранения и др. (Правила финансового обеспечения региональных программ модернизации здравоохранения)
5 Нормативно-правовое обеспечение модернизации здравоохранения Нормативно-правовые актыРаспорядительные документы по финансовому обеспечению; по порядку реализации мероприятий региональных программ; по контролю за своевременностью и эффективностью использования бюджетных средств Издавались в конце 2010 г. – начале 2011 г. (и позднее) Региональные программы утверждены в основном с 1 марта по 19 апреля 2011 г. Соглашения Субъекты Минздравсоц- развития ФОМС Соглашения подписаны с 10 марта по 29 апреля 2011 г.
6 Деятельность Минздравсоцразвития по реализации задач модернизации здравоохранения субъектов РФ Примерная форма Программы модернизации здравоохранения субъекта РФ; Паспорт Программы модернизации субъекта РФ; Методика распределения субсидий из бюджета ФОМС Методическое руководство Разработанные программы, таблицы, ответы на вопросы, поступившие из субъектов РФ, были размещены на официальном сайте Минздравсоцразвития с оповещением регионов Разъяснительная работа Совещание по формированию Программ модернизации здравоохранения субъектов РФ с представителями органов исполнительной власти субъектов и территориальных фондов ОМС 18 августа 2010 г. Организационное обеспечение Впервые проведена паспортизация здравоохранения субъектов РФ !
7 Деятельность Минздравсоцразвития по реализации задач модернизации здравоохранения федеральных учреждений На 1 января 2012 г. остаток в бюджете ФОМС – 25,5 млрд. рублей или 11,8% утвержденных средств Не проведена модернизация федеральных государственных учреждений
8 Утвержденная стоимость региональных программ на гг. (млрд. рублей) Общая стоимость – 622,7 млрд. рублей: 2011 г. – 298,6 млрд. рублей 2012 г. – 324,1 млрд. рублей
9 Субсидии ФОМС по направлениям реализации региональных программ субъектов РФ в 2011 г. (млрд. рублей)
10 Финансирование субъектов РФ за счет средств бюджета ФОМС в гг. (млрд. рублей) Наибольший объем финансирования - на 3 из 83 субъектов РФ: 78,7 млрд. рублей или 20,4% от общего объема субсидий
11 Фактическое исполнение расходов на финансовое обеспечение региональных программ в 2011 г. (млрд. рублей) Общая сумма израсходованных средств – 177,2 млрд. рублей или 59,4% от плана
12 Исполнение региональных программ по направлениям реализации за счет средств ФОМС в 2011 г. (млрд. рублей)
13 Освоение субсидий ФОМС на реализацию региональных программ модернизации здравоохранения в разрезе субъектов РФ в 2011 г. (%)
14 Причины низкого освоения средств регионами в 2011 г. Несвоевременное принятие нормативно-правовых актов Позднее утверждение региональных программ реализация началась во 2-м полугодии 2011 г. Многократные изменения региональных программ субъектамиНизкое качество организационных решений субъектов Все субъекты РФ осуществляли мероприятия региональных программ модернизации здравоохранения не в полном объеме и с несоблюдением установленных сроков !
15 Соблюдение сроков и объемов, установленных сетевыми графиками субъектов РФ в 2011 г. В целом по России завершено начатое строительство 34 объектов 44% от 78 учреждений, где были предусмотрены работы сетевыми графиками Капитальный и текущий ремонт завершен в учреждениях 56% от учреждений, где были предусмотрены работы сетевыми графиками
16 Соблюдение сроков и объемов, установленных сетевыми графиками субъектов РФ в 2011 г. В 12 субъектах не было завершено строительство ни одного из запланированных объектов Амурская областьСвердловская область Астраханская область Белгородская область Владимирская область Пензенская область Ростовская область Тамбовская область Ярославская область Пермский край Республика Карелия Санкт-Петербург
17 Соблюдение сроков и объемов, установленных сетевыми графиками субъектов РФ в 2011 г. В 14 субъектах отремонтировано менее 30% от запланированных площадей Московская областьЧелябинская область Астраханская область Волгоградская область Магаданская область Орловская область Ростовская область Ярославская область Красноярский край Пермский край Республика Адыгея Республика Калмыкия МоскваУльяновская область
18 Следствия несоблюдения сроков по реализации задачи укрепления материально-технической базы 2011 г. Нарушение установленных сроковДлительное исключение из лечебного процесса медучрежденийУвеличение срока ожидания больными плановой госпитализацииОграничение доступности медицинской помощи
19 Соблюдение сроков и объемов, установленных сетевыми графиками субъектов РФ в 2011 г. Приобретение медицинского оборудования В млрд. рублейВ тыс. единиц медоборудования
20 Соблюдение сроков и объемов, установленных сетевыми графиками субъектов РФ в 2011 г. В 11 субъектах было поставлено менее 30% от запланированного количества медоборудования Амурская областьКрасноярский край Астраханская область Курганская область Тверская область Свердловская область Ульяновская область Республика Калмыкия Республика Коми Республика Татарстан Республика Ингушетия
21 Реализация мероприятий региональных программ по внедрению стандартов медицинской помощи в гг. Стандарты были внедрены не во всех медучреждениях Охвачены не все врачи Зарплата выросла только у части медработников Риски: миграции кадров между учреждениями; диспропорции кадрового обеспечения; роста числа жалоб; роста числа обратившихся в те учреждения, где внедряются стандарты
22 Соблюдение сроков и объемов, установленных сетевыми графиками субъектов РФ в 2011 г. Внедрение стандартов медицинской помощи В млрд. рублейЧисло медучреждений
23 Реализация задачи повышения доступности амбулаторной медицинской помощи Фактический средний размер доплаты врачам-специалистам – 5 383,8 рублей ниже запланированного на 24,6% Фактический средний размер доплаты среднему медперсоналу – 2 793,9 рублей ниже запланированного на 17,4% Низкий уровень расходования запланированных средств; Увеличение численности фактических получателей выплат
24 Вывод По состоянию на 1 апреля 2012 г. Расходы в субъектах составили 117,5 млрд. рублей или 51,3% от размера субсидий (март 2011 – март 2012) Низкие темпы реализации программ и мероприятий в 2012 г. Отсутствие реализации мероприятий по модернизации федеральных государственных учреждений
25 Рекомендации Правительству Российской Федерации Разрешить ФОМС направить неиспользованные остатки средств на финансирование завершения программ и мероприятий по модернизации здравоохранения Внести изменения в статью 50 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» Субъектам Внести изменения в региональные программы модернизации здравоохранения на гг. Заключить Дополнительные соглашения с Минздравом и ФОМС о финансировании региональных программ Усилить контроль и повысить ответственность за невыполнение в срок мероприятий региональных программ, выплачивать стимулирующие добавки медработникам, оказывающим амбулаторную помощь
26 Рекомендации Министерству здравоохранения Обеспечить своевременное принятие нормативно-правовых документов Повысить качество и оперативность методического обеспечения программ модернизации, в том числе при внедрении стандартов медицинской помощи и повышения доступности амбулаторной медицинской помощи, обеспечить равные условия и уровень заработной платы для врачей и среднего медицинского персонала ФМБАРАМН Совместно с ФМБА и РАМН повысить контроль за реализаций подведомственными учреждениями мероприятий в сроки, установленные на 2012 год ФОМС Совместно с ФОМС усилить контроль за соблюдением сроков реализации региональных программ на гг. ФОМСсубъектами Совместно с ФОМС и субъектами усилить контроль за соблюдением сроков и порядка предоставления отчетности об использовании средств и реализации мероприятий региональных программ
Счетная палата Российской Федерации Направление деятельности по контролю расходов федерального бюджета на реализацию национальных приоритетов в области здравоохранения, социальной политики и за бюджетами государственных внебюджетных фондов Аудитор Счетной палаты В.С.КАТРЕНКО Анализ эффективности использования государственных средств на модернизацию отрасли здравоохранения в 2011 году и истекшем периоде 2012 года