Разновидности объектов и их классификация На дом: § 1.4, вопросы
Схему отношения «является разновидностью» мы будем называть схемой разновидностей
Объекты подмножества обязательно обладают всеми признаками объектов множества (наследуют признаки множества) и кроме них имеют еще свой, дополнительный признак (или несколько признаков). Собаки Ездовые собаки
Подмножество объектов, имеющих общие признаки, называется классом. Деление множества объектов на классы называется классификацией. Признаки, по которым один класс отличается от другого, называются основанием классификации.
Классификация называется естественной, если в качестве ее основания взяты существенные признаки объектов.
Классификация называется искусственной, если в качестве ее основания взяты несущественные признаки объектов.
Классификация объектов, с которыми взаимодействует пользователь в операционной системе Windows
Вопросы и задания 1. Для каждого из указанных подмножеств назовите множество, с которым оно связано отношением «является разновидностью» (назовите общее имя, отвечающее на вопрос «Что это такое?»): а) местоимение; б) запятая; в) джойстик; г) параллелограмм; д) ратуша; е) басня; ж) капилляр.
2. Найдите в списке шесть пар множеств, между которыми существуют отношения «является разновидностью». Определите в каждой такой паре имя подмножества. Назовите для него хотя бы одно дополнительное свойство: книга; бензин; врач; молоко; строитель; учебник; жидкость; справочник; человек. Книга-учебник Бензин-жидкость Врач-человек Молоко-жидкость Строитель-человек Справочник-книга
3. Выберите из списка имена девяти множеств, связанных отношениями «является разновидностью». Составьте схему разновидностей: яблоня; хвойное дерево; сосна; пихта; дерево; лиственное дерево; яблоко; ствол; фруктовое дерево; береза; дуб; лиственница; корень; желудь.
дерево лиственное березадуб желудь хвойное пихта лиственница фруктовое яблоня яблоко строение ствол корень
4. Используя предложенную классификацию параллелограммов, опишите свойства квадрата, наследующего их сразу у двух предков прямоугольника и ромба. Какими дополнительными свойствами обладает квадрат: а) по отношению к прямоугольнику; б) по отношению к ромбу?
5. В каждом пункте перечислены объекты, сгруппированные по классам. Определите основания классификаций: а) ель, сосна, кедр, пихта / береза, осина, липа, тополь; б) картофель, лук, огурцы, помидоры / яблоки, апельсины, груши, мандарины; в) рожь, тишь, ложь, рысь / пшеница, тишина, истина, кошка; г) рубашка, пиджак, платье, сарафан / пальто, шуба, плащ, штормовка; д) волк, медведь, лиса, лось / корова, собака, кошка, лошадь.