СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ API CF-4 API CG-4 API CH-4 CUMMINS CES CES CES CES Mack EO-M Mack EO-M+ Mack EO-L+ Mack EO-L JASO ccmc D4 MAN 271 MAN 3275 MAN 3277 Mercedes Volvo VDS SCANIA ACEA E2-96 ACEA E3-96 ACEA E4-98 ИЛИ ЧТО ТАКОЕ СПЕЦИФИКАЦИИ И КЛАССИФИКАЦИИ, …? WV WV WV WV К А К О Е М А С Л О В Ы Б Р А Т Ь ? Mercedes SAE
СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ КЛАССИФИКАЦИИ* (API, ACEA, JASO …) Устанавливают минимальный уровень требований к маслам, возможность их применения в различных двигателях, которые в свою очередь отвечают определенному уровню развития техники/поколению. Разрабатываются при участии производителей техники, присадок и масел. В основе классификаций лежат комплексы стендовых и моторных испытаний по строго предписанной программе (марка двигателя, продолжительность, нагрузки, температуры и т.д.) и сравнение результатов с В основе классификаций лежат комплексы стендовых и моторных испытаний по строго предписанной программе (марка двигателя, продолжительность, нагрузки, температуры и т.д.) и сравнение результатов с эталонными маслами. Эталонные масла и топлива - продукты с конкретным уровнем свойств, типичным для того или иного поколения масел. Они едины и согласованы всеми сторонами, участвующими в разработке классификаций. * могут также называться спецификации, промышленные стандарты
СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ КЛАССИФИКАЦИИ МОТОРНЫХ МАСЕЛ
СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ СПЕЦИФИКАЦИИ МАСЕЛ ДЛЯ ДВУХТАКТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ Смазывающие свойства Моющие свойства Защита от коррозии Фильтруемость JASO FAJASO FBJASO FC ISO-L-EGBISO-L-EGCISO-L-EGD Мопеды, скутеры/мотороллеры, мотоциклы, бензопилы Малые суда Смазывающие свойства Моющие свойства Дымность Отложения в системе выпуска Смешиваемость Текучесть Калильное зажигание Вязкость Зольность JASO FD
СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ JASO MA, MB Honda MA, MB (10W-30, 20W-50) SuzukiMA YamahaMA, MB (10W-30) СПЕЦИФИКАЦИИ МАСЕЛ ДЛЯ ЧЕТЫРЕХТАКТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ МАСЛА ДЛЯ ВОДНЫХ МОТЦИКЛОВ Производители техники, как правило, рекомендуют масла под своими собственными марками. Рекомендации на случай их отсутствия : BombardierTC KawasakiTC-W3 Polaris- YamahaTC-W3
СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ МАСЛА ДЛЯ БЕНЗИНОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ SA, SB, SC, SD, SE - масла с невысокими эксплуа- тационными свойствами. Применялись до 80-х годов. SF - масла с повышенными эксплуатационными свойствами (в соответствии с требованиями американских производителей автомобилей гг.). SG/SH - масла предназначены для автомобилей, выпущенных в первой половине 1990-х годов, рассчитаны на жесткие услових эксплуатации. SJ - c 15 октября 1996 г. Энергосберегающие масла для работы в особо жестких условиях эксплуатации. SL - c 1 июля 2001 г. Масла для всех бензиновых двигателей, находящихся в эксплуатации. Лучше защищают от высокотемпературных отложений, с меньшим расходом. Могут быть энергосберегающими.
СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ КЛАССИФИКАЦИЯ МАСЕЛ ДЛЯ ДИЗЕЛЕЙ СС -... СD -... CE -... CF - масла для высокофорсированных 4-тактных (CF-2- то же для 2- тактных) дизелей. Превосходят уровень CD по моющим свойствам. Особо рекомендуются для внедорожной техники. Введены в 1990 г. CF-4 - гл.образом загущенные масла для 4-тактных высокооборотных дизелей. Превосходят уровень CE по чистоте поршней и расходу масла. Особенно рекомендованы для магистрального автотранспорта. CG-4 - масла для работающих в тяжелом режиме высокоскоростных 4-тактных дизелей, отвечающих требованиям экологических стандартов 1994 г. (топлива с низким содержанием серы). Превосходят уровень CF-4 по моющим и противоизносным свойствам. CH-4 - масла для 4-тактных дизелей, отвечающих требованиям экологи- ческих стандартов 1998 г. (снижение выбросов окислов азота на 20%), до 0,5% серы в топливе. CI-4 - c масла для 4-тактных дизелей, отвечающих требовани- ям экологических стандартов 2002 г. (двигатели с рециркуляцией выхлопных газов), до 0,5% серы в топливе.
СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ОТЛИЧИЯ CI-4 CH-4 Масла CI-4 предназначены для двигателей с системой рециркуляции выхлопных газов усилена защита от коррозии усилена защита от изнашивания, вызванного накоплением сажи более стабильная вязкость (сажа!) более стабильная вязкость (окислительная стабильность и деструкция)
СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ГЛОБАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКАЦИЯ DHD-1 Определяет требования к маслам для высокооборотных 4-тактных дизелей тяжелой техники, отвечающих мировым экологическим стандартам 1998 г. и последующих. Масла по данной спецификации могут применяться и в некоторых моделях двигателей предыдущих поколений. Масла рассчитаны на работу в тяжелых условиях, требующих от них противоизносных свойств, высокотемпературной стабильнос- ти и способности удерживать сажу, они также должны обеспечи- вать защиту от коррозии цветных металлов, сохранять стабиль- ную вязкость при окислении и накоплении в них нерастворимых веществ и в условиях сдвиговых нагрузок, характеризоваться низкой аэрацией. ACEA E5 Global DHD-1 API CH-4 JASO DH-1ILSAC GF-3
СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ACEA. МАСЛА ДЛЯ БЕНЗИНОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ А масла для бензиновых двигателей, рассчитанных на особо маловязкие энергосберегающие масла с особыми вязкостно- температурными свойствами (для некоторых типов двигателей могут быть не рекомендованы к применению). А масла общего назначения для бензиновых двигателей с обычными интервалами замены (для некоторых высокоэффективных двигателей могут быть не рекомендованы к применению). А стабильные масла для наиболее совершенных двигателей и/или для удлиненных интервалов замены по рекомендации производителя и/или для тяжелых условий эксплуатации по рекомендации производителя двигателя. (A4 - масла для бензиновых двигателей с прямым впрыском) А стабильные масла для наиболее совершенных бензиновых двигателей, рассчитанных на особо маловязкие энергосберегающие масла с особыми вязкостно-температурными свойствами, с удлиненными интервалами между заменами (для некоторых типов двигателей могут быть не рекомендованы к применению).
СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ACEA. МАСЛА ДЛЯ ДИЗЕЛЕЙ, РАБОТАЮЩИХ В ЛЕГКОМ РЕЖИМЕ В масла для дизельных двигателей легковых автомобилей и лег- ких грузовиков, рассчитанных на особо маловязкие энергосберегающие масла (для некоторых типов двигателей могут быть не рекомендованы к применению). В2 -98/2 - масла общего назначения для дизельных двигателей (в первую очередь предкамерных) легковых автомобилей и легких грузовиков с обычными интервалами замены (для некоторых высокоэффективных двигателей могут быть не рекомендованы к применению). В3 -98/2 - стабильные масла для наиболее совершенных дизельных двигателей легковых автомобилей и легких грузовиков (прежде всего предкамерных) и/или для удлиненных интервалов замены по рекомен- дации производителя и/или для тяжелых условий эксплуатации по рекомендации производителя двигателя. В масла для дизелей с непосредственным впрыском топлива, устанавливаемых на легковых автомобилях и легких грузовиках, требующих специальных масел. Могут применяться в условиях В3. В стабильные масла для дизельных двигателей легковых автомо- билей и легких грузовиков, рассчитанных на особо маловязкие энерго- сберегающие масла, с удлиненными интервалами между заменами (для некоторых типов двигателей могут быть не рекомендованы к применению).
СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ACEA. МАСЛА ДЛЯ ДИЗЕЛЕЙ ТЯЖЕЛОЙ ТЕХНИКИ Е2 -96/4 - масла общего назначения для дизелей с турбонаддувом и безнаддувных, работающих в средних/тяжелых условиях и при обычных интервалах между заменами масла. Е3 -96/4 - масла, обеспечивающие надежную смазку, чистоту и защиту цилиндров от полировки для дизельных двигателей Евро-1 и Евро-2 работающих в тяжелых условиях. Могут работать с длительными интервалами между заменами, если это рекомендовано изготовителем двигателя. E4- 99/2 - стабильные масла высшего качества для напряженных высоко-скоростных дизелей, соответствующих уровню Евро-1, Eвро-2 и Eвро-3 по чистоте выхлопа в тяжелых условиях. Рассчитаны на сверхдлительный срок службы (по рекомендации изготовителя двигателя). Е более стабильные по сравнению с Е3 масла высшего качества для высокофорсированных дизелей, соответствующих уровню Евро- 1, Eвро-2 и Eвро-3 по чистоте выхлопа в тяжелых условиях. Рассчита- ны на длительный срок службы (по рекомендации изготовителя двигателя). Обеспечивают более надежную защиту от изнашивания и чистоту турбонагнетателя.
СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ МОТОРНЫЕ МЕТОДЫ - КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОМ364А ( CEC L-42-A-92) Полировка внутренней поверхности цилиндра Чистота поршней Износ цилиндра (средн.) Шлам Расход масла ОМ602А (CEC L-51-N-95) Износ кулачка Прирост Vк/40 Полировка внутренней поверхности цилиндра Чистота поршней Износ цилиндра (средн.) Шлам в двигателе Расход масла Mack T-8 (ASTM D 4485) Прирост вязкости при 3,8% нагара 1 испытание 2 испытание 3 испытание Засорение фильтра/ дифференц. давление Расход масла Двигатель Единицы Е1-96Е2-96Е3-96 мкм % балл мкм балл кг/испыт. % балл мкм балл кг/испыт. cCт кПа г/кВт-ч max. 14,0 min. 24 max. 8 min. 9,0 max. 25,0 max. 8,0 min. 31 max. 7 min. 9,0 max. 18,0 max. 2,5 min. 35 max. 8 min. 9,5 max. 12,0 ниже эталонного RL 148 не нормируется не нормируется max. 11,5 max. 12,5 max. 13,0 max. 138 max. 0,304
СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ СПЕЦИФИКАЦИИ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ Предлагая наиболее экономичный и экологически чистый автомобиль/двигатель с максимальными интервалами ТО, его производитель повышает конкурентоспособность своей продукции Предлагая наиболее экономичный и экологически чистый автомобиль/двигатель с максимальными интервалами ТО, его производитель повышает конкурентоспособность своей продукции. Допуски/одобрения отдельных производителей двигате- лей (MB, Ford, BMW, Cummins, Volvo и др.) отражают их специфические требования к качеству смазочных материалов.
СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ DaimlerChrysler –класс вязкости SAE 5W-30, 5W-40, 10W-40, 15W-40,... –Страница 228.5, (228.3, /1, 228.2/0, 227.1/0) Rimula Ultra, Rimula Super, Rimula X DaimlerChrysler –класс вязкости SAE 0W-30, 0W-40, 5W-30, 5W- 40, 10W-40, … –Страница 229.5, 229.3, (229.1) Helix Ultra AB, Helix Ultra, Helix Diesel Ultra Helix Plus, Helix Diesel Plus
СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ СПЕЦИФИКАЦИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ: ПОЧУВСТВУЙТЕ РАЗНИЦУ! Обычно требования спецификации изготовителя более жесткие либо они содержат дополнительные параметры/методы испытаний.
СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПРОИЗВОДИТЕЛИ ДВИГАТЕЛЕЙ США Cummins класс вязкости SAE 15W-40, (10W-30, 5W-30, 0W-30) CES 20071/API CH-4 (макс.зольн. 1,5%), CES 20072/ACEA E5 (макс.зольн.1,85%) CES 20073,… CES (макс срок замены) СES (рецирк.выхл.газов) API CI-4 + усиленные противоизносные свойства Rimula Super, Rimula Super FE, Rimula X Caterpillar класс вязкости SAE 15W- 40, (10W-30, 5W-40, 5W-30, 0W-20) [ Caterpillar ECF-1 (API CH-4 или СI-4 + Cat 1P) ] категории API CI-4, CH-4, CG-4 (CF-4) TBN 10 x %S Rimula Super, Rimula Super FE, Rimula X
СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДРУГИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ ТЕХНИКИ Volvo класс вязкости SAE 5W- 30, 10W-30, 10W-40, 15W- 40 (30, 40) категории VDS-3 и VDS- 2 (ACEA E5 + эксплуатационные испытания км) Rimula Ultra, Rimula Super/Super FE, Rimula X Scania класс вязкости SAE 5W-40, 10W-40, (5W-30, 10W-30, 15W-40) LDF (E5 + эксплуатационные испытания км) Rimula Ultra, Rimula Super/ Super FE
СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ГЛОБАЛЬНЫЙ ПАРТНЕР Komatsu класс вязкости SAE 15W-40, (30, 40) категории API CD + TBN 8+ Зольность
СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ СПЕЦИФИКАЦИИ АВТОВАЗ l Масла моторные типа СУПЕР" для двигателей выпуска с 1998 г. (ТТМ ) Более жесткие требования к антиокислительным, моющим и антипенным свойствам, устойчивости к образованию низкотемпературных отложений. Допустима зольность 1.3% Helix Super Масла моторные типа СТАНДАРТ" для двигателей выпуска до 1998 г. (ТТМ ) Helix
СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ВНЕДОРОЖНАЯ ТЕХНИКА CATERPILLAR до 1997: единое масло Двигатели Гидравлика Зубчатые передачи Трансмиссии Shell Rimula X API CE/CF CAT TO2 после 1997 : специальные масла API CF-4+ API CF+ Spirax A/AX CAT TO-4 Rimula Super Rimula X Rimula D/Х Tellus 46 min. API GL-5 Donax TC Donax CFD CAT FD-1 ПУТЬ К ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ: НЕ КОМПРОМИСС, А СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ
СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ МАСЛО ПРЕВОСХОДИТ ТРЕБОВАНИЯ... Внутри одной и той же категории качества возможно существенное различие характеристик масла Дорогие присадки качественная база Выше качество масла - надежнее работа техники = дорогие масла = запас качества + Продолжительность испытаний, час. Shell Helix Ultra Максимально допустимый уровень для ACEA A3-98 Рост вязкости, % Максимально допустимый уровень для API SJ } резерв 64 ч при 3000 об/мин темп. охл.ж масла - 149
СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ SHELL HELIX PLUS : ОТЛИЧНАЯ ТЕРМООКИСЛИТЕЛЬНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ Продолжительность испытаний, час. 0% 1000% 2000% 3000% 4000% 5000% 6000% 7000% Рост вязкости, % Продукт настолько загустел, что практически не течет. Shell Helix Plus Масло C (Результаты испытаний по методу Sequence IIIE
СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Метод Меrcedes-Benz M-111 МАСЛО СООТВЕТСТВУЕТ СПЕЦИФИКАЦИИ… Важно: спецификации определяют только минимальный уровень качества, они не позволяют дифференцировать масла! Хорошее эталонное масло Shell Helix Ultra
СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Пупкин и Ко. ДЕШЕВОЕ API SL/CF Моторное масло ЭТО! но … внутри спецификации все масла разные! - инструмент и гарантия высокого качества ЕСЛИ ПРОДАВАТЬ МАСЛО ПО СПЕЦИФИКАЦИИ... ЧТО ВЫБЕРЕТ ПОКУПАТЕЛЬ???