Конкурентоспособность товаров
ТОВАРЫ – это сомовоспроизводящиеся объекты в системе экономического производства: продажа ТОВАР ДОХОД производство Продажа имеет центральное значение в воспроизводстве товара Математическое моделирование процессов отбора 2
Спрос на товар является действием среды, которая определяет жизнеспособность товара, его конкурентоспособность по отношению к другим Математическое моделирование процессов отбора 3
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ – это совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, способствующих созданию превосходства данного товара перед товарами-конкурентами в удоволетворении конкретной потребности покупателя Математическое моделирование процессов отбора 4
Необходимые элементы конкурентоспособности товара: свойства данного товара свойства конкурирующих товаров особенности потребителей Математическое моделирование процессов отбора 5
Делается предположение, что улучшение любой из характеристик товара автоматически повышает его конкурентоспособность Однако решающую роль в оценке товара следует отдать потребителю Математическое моделирование процессов отбора 6
M = { v 1, v 2, …, v n } – множество n различных видов товара Количество товара, которое согласно купить отдельное лицо, группа или население в целом в единицу времени – ОБЪЕМ СПРОС НА ДАННЫЙ ТОВАР Предложение товара спроса объем спроса = количеству приобретаемого товара в единицу времени Математическое моделирование процессов отбора 7
Объем спроса зависит от вкусов и предпочтений покупателей, цены на товары и величины денежных доходов: o С(t) = const – цена товара o S(t) = const – денежные доходы населения Объем спроса z i на товар v i определяется только вкусами и предпочтениями покупателей, его оценкой полезности товара Математическое моделирование процессов отбора 8
Спрос на товар тем больше, чем выше оценивает потребитель полезность товара и чем ниже при этом его цена Спрос является текущей оценкой потребителем тех полезных свойств, которые он получит на единицу затраченных средств Математическое моделирование процессов отбора 9
Многочисленные маркетинговые исследования показали, что, осществляя покупку, большинство покупателей ориентируются на критерий цена / качество Математическое моделирование процессов отбора 10
1-ый закон Госсена ( одно из основных предположений экономической теории ) Полезность каждой следующей приобретенной единицы меньше предыдущей Математическое моделирование процессов отбора 11
Функция полезности g(ξ): выпуклая вверх вторая производная отрицательна ξ – количество товара v y – полезность товара v y = g(ξ) – функция полезности g(ξ) < 0 Математическое моделирование процессов отбора 12
Функция полезности g(ξ): g = βξ 2 + αξ, β
2-ый закон Госсена Покупатель приобретает такое количество товара, при котором отношение полезности последней купленной единицы (предельная полезность) к цене товара достигает фиксированного значения λ, единого для всех приобретаемых товаров, называемого полезностью денег Математическое моделирование процессов отбора 14
g(ξ) c с – цена товара ξ – приобретенное количество Математическое моделирование процессов отбора 15 λ
Не уменьшая общности, можно считать, что λ = 1 В окрестности ξ 0 – приобретенного количества в момент времени t 0 – в точностью до о(ξ - ξ 0 ) можно выразить g(ξ) = g(ξ 0 ) + g(ξ 0 )(ξ - ξ 0 ) = c + g(ξ 0 )(ξ - ξ 0 ) Математическое моделирование процессов отбора 16
С течением времени спрос изменяется, но цена в модели считается неизменной В разное время потребитель по-разному оценивает полезность товара Если потребитель через время t по другому оценивает полезность каждой единицы товара, то функция полезности изменитя с g на g t Математическое моделирование процессов отбора 17
Математическое моделирование процессов отбора 18 g ξ 0ξξtξt ξ gt(ξ)gt(ξ) g(ξ)
При этом меняется вторая производная g Для товаров, чья полезность оценивается выше, чем в предыдущий момент, вторая производная g возростает пропорционально промежутку времени t: g t = g + βt, β > 0 Для товаров, чья полезность оценивается ниже, чем в предыдущий момент, она аналогично убывает: g t = g - βt, β > 0 Математическое моделирование процессов отбора 19
Увеличение g соответсвует тому, что: насыщение товаром будет происходить при больших его количествах увеличивается полезность каждой единицы товара полезность быстрее растет при росте приобретенного количества g t (ξ) = g(ξ) + βξ 2 t/2 g t (ξ) = g(ξ) + βξt Математическое моделирование процессов отбора 20
Количество приобретенных товаров ξ it в момент времени t 0 + t должно быть таким, чтобы g it (ξ it ) было равно c i, поэтому c = g t (ξ t ) = g(ξ t ) + βξ t t = = c + g(ξ 0 )(ξ t – ξ 0 ) + βξ t t ξ i = ξ it - ξ i0 = - β i ξ it t / g i (ξ i0 ) Переходя к пределу при t0, получаем ξ = - βξ / g(ξ 0 ) Математическое моделирование процессов отбора 21
Объем спроса z i на товар v i складывается из покупок индивидуальных потребителей Следовательно, величина z i будет изменяться согласно закону: z i = G i z i, i = 1, …, n, где G i – среднее значение коэффициента - β / g(ξ 0 ) в обществе потребителей Эта система является системой с наследованием Математическое моделирование процессов отбора 22
Очевидно, коэффициенты β i и G i меняются во времени в зависимости от того, как изменяются в обществе представления о полезности товара v i Предполагаем, что β i и G i являются непрерывными функциями времени Математическое моделирование процессов отбора 23
Пусть ω(t) = n i=1 z i (t) – общий объем спроса 0 < ω 0 ω(t) ω 1 ω 0 и ω 1 – положительные константы – минимальное и максимальное значения общего объема Величина x i = z i /ω является удельным весом i-го товара на рынке сбыта Вектор x = (x 1,…, x n ) при известной ω характеризует ситуацию на рынке сбыта Математическое моделирование процессов отбора 24
Удельные веса x i по первой теореме представления будут удовлетворять дифференциальным уравнениям x i = G i (t)x i – x i n j=1 G j (t)x j, i =1, …, n Эта система является системой на стандартном симлексе Математическое моделирование процессов отбора 25
При заданных начальных условиях z i (0) 0, z j (0) 0 товар v i конкурентоспособнее товара v j, если с течением времени отношение обёмов спроса на них стремится к 0: lim t z j (t) / z i (t) = 0 или lim t x j (t) / x i (t) = 0 В этом случае z j (t) 0 при t Товар v i вытесняет товар v j с течением времени с рынка сбыта Таким образом на множестве товарв M будет введено отношение предпочтительности Математическое моделирование процессов отбора 26
Введенный порядок задается с помощью функционалов: J 1 = J 2 = J 3 = J 4 = J 5 Если существуют временные средние, то их можно взять в качестве значений функционалов Эти значения можно считать численными значениями конкурентоспособности, а функционалы – функциями конкурентоспособности Математическое моделирование процессов отбора 27
Введенные функционалы и порядки определются через пределы при стремлении времени к бесконечности (t ), когда динамика спроса известна В действительности, необходимо изучение динамики спроса лишь на больших отрезках времени T, достаточных для того, чтобы потребитель успел оценить для себя все достоинства и недостатки конкурирующих товаров Математическое моделирование процессов отбора 28
z i (T) x i (T) ( 1/ T ) 0 T z i (t)dt ( 1/ T ) 0 T x i (t)dt G i (t) ( 1/ T ) 0 T G i (t)dt В качестве критериев можно брать не пределы, а сами эти величины Математическое моделирование процессов отбора 29
Выражение конкурентоспособности через свертку критериев Существует связь между конкурентоспособностью и физическими характеристиками товаров Отдельные параметры товаров играют роль относительных критериев конкурентовспособности Математическое моделирование процессов отбора 30
Каждый из n товаров сходного назначения характеризуется набором из m параметров q = (q 1, q 2, …, q m ) Если q 1 = q 2 = … = q m, то товары считаются потребительски неразличимыми P = {q 1, q 2, …, q m } – множество всех параметров товаров Функция конкурентоспособности J 1 определена на множестве P Математическое моделирование процессов отбора 31
Пусть функция J 1 – выпуклая вверх по каждому параметру q j при фиксированных значениях остальных и существует единственное оптимальное значение этого параметра q * j При большем отклонении от q * j приводит к большим уменьшениям величины J 1 Для потребителя значение q * j для товара наиболее предпочтительное Чем более товар по показателю q j отличается от q * j, тем менее интересен он для потребителя Математическое моделирование процессов отбора 32
Пусть f j (q) задана на значениях параметра q j Тогда она характеризует порядок предпочтительности Если бы существовал товар, все показатели которого принимали бы оптимальное значение q * = (q * 1, q * 2,…, q* m ), то, очевидно, этот товар был бы наиболее конкурентоспособным Математическое моделирование процессов отбора 33
В действительности эти значения, как правило, невозможно рализовать одновременно Выпуская новый товар, приходится определить, какими показателями придется пожертвовать ради улучшения других Математическое моделирование процессов отбора 34
Функцию конкурентоспособности J 1 (q) можно оценить сверткой функций f j (q), т.е. искать функцию J 1 (q) в виде J 1 (q) = m j=1 α j f j (q), α j - положительные константы (веса свертки) и m j=1 α j = 1 Константы α j выбираются с учетом результатов изучения статистических данных динамики спроса Математическое моделирование процессов отбора 35