Основа слова – носитель его лексического значения. Производная и непроизводная основа. Производящая основа РУССКИЙ ЯЗЫК, 5-й КЛАСС, Ч. 1 У рок 23 © ООО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА И ОМОНИМЫ РУССКИЙ ЯЗЫК, 5-й КЛАСС, Ч. 1 Урок 20 © ООО «Баласс», 2012.
Advertisements

ЛЕКСИКА. ПРЯМОЕ И ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА РУССКИЙ ЯЗЫК, 5-й КЛАСС, Ч. 1 Урок 19 © ООО «Баласс», 2012.
Способы образования имён существительных РУССКИЙ ЯЗЫК, 5-й КЛАСС, Ч. 2. Урок 83. © ООО «Баласс», 2012.
ОРФОГРАММА. ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРИЗНАК ОРФОГРАММЫ. УСЛОВИЯ ВЫБОРА ОРФОГРАММЫ РУССКИЙ ЯЗЫК, 5 КЛАСС, Ч. 1 урок 7 © Баласс, 2012.
Сложные и сложносокращённые слова, образование и правописание РУССКИЙ ЯЗЫК, 5-й КЛАСС, Ч. 1. Урок 41. © ООО «Баласс», 2012.
Второстепенные члены предложения. Дополнение. РУССКИЙ ЯЗЫК, 5-й КЛАСС (урок 53)
Видовые пары глаголов. РУССКИЙ ЯЗЫК, 5 КЛАСС, Ч. 2. Урок 151. © ООО «Баласс», 2013.
Морфологические признаки причастия. Признаки глагола у причастия. РУССКИЙ ЯЗЫК, 6 КЛАСС, Ч. 2. Урок 95. © ООО «Баласс», Автор презентации: Исаева.
Грамматическое значение причастия. РУССКИЙ ЯЗЫК, 6 КЛАСС, Ч. 2 Урок 94. © ООО «Баласс», Автор презентации: Исаева Нина Александровна.
Положить сложить предлагать разлагать Прочитайте слова. Что их объединяет? Сравните результаты. Определяем проблему урока положит сложит предложит разложит.
Лексическое и грамматическое значение количественных числительных РУССКИЙ ЯЗЫК, 6 КЛАСС, Ч. 1 Урок 35. © ООО «Баласс», 2013.
БУКВЫ Ё, О ПОСЛЕ БУКВ ШИПЯЩИХ В КОРНЕ СЛОВА РУССКИЙ ЯЗЫК, 5-й КЛАСС, Ч. 1 © ООО «Баласс», 2012 Урок 13.
Причастный оборот. Определяемое и зависимое слово. Управление. РУССКИЙ ЯЗЫК, 6 КЛАСС, Ч. 2. Урок 97. © ООО «Баласс», Автор презентации: Исаева Нина.
Алгоритм работы в группе Какими должны быть отношения в семье? Начать работу.
Правописание существительных на –ия, –ие, –ий. РУССКИЙ ЯЗЫК, 5 КЛАСС, Ч. 2 Урок 105. © ООО «Баласс», 2012.
Дальний Восток. Шаг 1 Определите состав Дальнего Востока. Запишите в тетрадь Проверь себя! Какая область Дальнего Востока находится на островах?
Урок русского языка. Прозвенел звонок весёлый, Мы начать урок готовы! Будем думать, рассуждать и друг другу помогать!
Русский язык 3класс по программе «Школа 2100». Тема: «Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне». Составила: учитель МОУ «Западнодвинская.
Сложные слова. Урок 2. Подготовила Михайлова Надежда Юрьевна.
Выделение причастного оборота на письме. РУССКИЙ ЯЗЫК, 6 КЛАСС, Ч. 2. Урок 98. © ООО «Баласс», Авторы презентации: Исаева Нина Александровна, Кутузова.
Транксрипт:

Основа слова – носитель его лексического значения. Производная и непроизводная основа. Производящая основа РУССКИЙ ЯЗЫК, 5-й КЛАСС, Ч. 1 У рок 23 © ООО «Баласс», 2012

Работа в парах. Выпишите слова в 2 столбика: 1) можно объяснить через однокоренное; 2) нельзя объяснить через однокоренное. букет, старик, булка, трубач, воронка, сахарница, мечтатель Определяем проблему урока Основы слов 1-го столбика называются производными, 2-го – непроизводными. старик трубач сахарница мечтатель Проверьте себя букет булка воронка Сформулируйте учебную проблему. Чем отличаются производные основы от непроизводных? Выделите основы в этих словах. П НП

Объясните значения слов (какие возможно) с опорой на данные однокоренные. Прочитайте стихотворение (упр. 107) в учебнике и выпишите выделенные однокоренные слова (в И.п.) группами. Запишите ключевые слова урока (виды основ) и проверьте себя по учебнику (тексты в рамках). Проверьте себя птицелов, птицы, ловить; бузина, бузинный; сосна, сосновый. птицелов – тот, кто ловит птиц; бузинный – сделанный из бузины; сосновый – сделанный из сосны. Ближайшее однокоренное слово, через которое можно объяснить производное, называется производящим. Решаем проблему, открываем новые знания

Закончите толкования производных слов с опорой на производящие. Выделите производную и производящую основу. Сравните их (запишите друг под другом). Назовите отличия. старик – …. трубач – …. сахарница – … мечтатель – … старик – старый человек трубач – тот, кто играет на трубе сахарница – посуда (ёмкость) для сахара мечтатель – тот, кто мечтает старик старый трубач труба сахарница сахар мечтатель мечтать Проверьте себя. Продолжаем наблюдение

Сделайте вывод о строении производных и непроизводных основ. Проверьте себя по учебнику (текст 1 в рамке) и ответьте на главный вопрос урока. Запишите в тетрадях и сравните состав производных и непроизводных основ. Проверьте себя. производная основанепроизводная основа старик трубач сахарница мечтатель букет булка воронка старик трубач сахарница мечтатель букет булка воронка Чем отличаются производные основы от непроизводных? Производные основы можно объяснить через производящие, в их составе кроме корня могут быть другие морфемы.

Проверьте себя 1. Производное слово (основу) всегда можно объяснить через производящее слово (основу). 2. Производящим может быть любое однокоренное слово для данного. 3. Основа производного слова состоит только из корня. 4. В основе производного слова может быть две и более морфемы. 5. Для слова учитель производящим будет слово учить. 6. Основа слова речка - непроизводная. 7. У слова безрукавка основа производная. 1. Производное слово (основу) всегда можно объяснить через производящее слово (основу). 2. Производящим может быть любое однокоренное слово для данного. 3. Основа производного слова состоит только из корня. 4. В основе производного слова могут быть две и более морфемы. 5. Для слова учитель производящим будет слово учить. 6. Основа слова речка непроизводная. 7. У слова безрукавка основа производная. Рефлексия Выберите правильные утверждения (запишите номера в тетрадях). 1, 4, 5, 7