Состав воздуха. Газообмен в легких и тканях.
Свойства воздуха ВОЗДУХ Без цвета Без вкуса Без запаха Прозрачный Растворим в воде Газообразный
Кислород – «жизненный воздух» О 2 О=О Газ – ц, в, з Тяжелее воздуха Карл Шееле 1770 г Джозеф Пристли 1774 г Антуан Лаувазье 1775 г
Азот – «безжизненный» N 2 NN Газ – ц, в, з Легче воздуха Карл Шееле 1772 г Жан Шапталь 1787 г Даниэль Резерфорд 1772 г
Углекислый газ – «связанный воздух» СО 2 О=С=О Газ – ц, в, з Тяжелее воздуха Джозеф Пристли – 18 век
«Благородные газы» Открытие – конец 19 века.
Состав воздуха. Качественный состав воздуха Простые О2, N2, O3 Сложные СО2, Н2О
Состав воздуха Количественный состав Постоянные О2 – 20,95% N2 – 78,2% Бл. газы – 0,94%
Состав воздуха Количественный состав Постоянные О2 – 20,95% N2 – 78,2% Бл. газы – 0,94% Переменные СО2 - 0,03% Н2О О3
Прокомментируйте
Состав воздуха Количественный состав Постоянные О2 – 20,95% N2 – 78,2% Бл. газы – 0,94% Переменные СО2 - 0,03% Н2О О3 Случайные Пыль Оксиды серы, азота
Состав воздуха 1. Свойства воздуха, свободного от переменных и случайных составных частей: а) бесцветный б) бесцветный, без вкуса в) бесцветный, без вкуса, без запаха г) бесцветный, без вкуса, без запаха, прозрачный 2. Какой газ называют «безжизненным»? А) Азот Б) Кислород В) оксид углерода (IV) – углекислый газ 3. Какой газ занимает 1/5 объема воздуха? А) Азот Б) Кислород В) оксид углерода (IV) – углекислый газ 4. Какой газ в зависимости от времени года, суток, деятельности человека имеет не постоянное содержание в воздухе? А) Азот Б) Кислород В) оксид углерода (IV) – углекислый газ 5. Какой ученый дал название таким газам как кислород, азот? А) Р. Пристли Б) К. Шееле В) А. Лавуазье
Проверяем 1)Г 2)А 3)Б 4)В 5)В За каждый правильный ответ – 1 балл, оцените себя.
Соотнесите органы, обеспечивающие процесс дыхания, с их функциями. ОрганыФункции соответствующих органов. 1.Гортань-А) проведение воздуха 2. Слизистая оболочка носовой полости- Б) участие в образовании голоса 3. Трахея-В) участие в дыхательных движениях 4. Альвеолы-Г) защита дыхательных путей от твердых частиц, поступающих с воздухом 5. Мерцательный эпителий воздухоносных путей- Д) газообмен между атмосферой и кровью 6. Диафрагма - Е) согревание и увлажнение поступающего воздуха
Проверяем 1)Б 2)Е 3)А 4)Д 5)Г 6)Г За каждый правильный ответ – 1 балл, оцените себя.
Газообмен в легких и тканях
АЛЬВЕОЛА КАПИЛЛЯР О2О2 СО 2 КАПИЛЛЯР КЛЕТКА ТКАНЕВАЯ ЖИДКОСТЬ О2О2 СО 2
Лабораторная работа «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха» 1.В пробирку, с помощью груши, продуйте воздух 2. В пробирку продуйте выдыхаемый воздух 3. Сравните обе пробирки. Сделайте вывод. Напишите уравнение реакции.
Изменения в составе вдыхаемого и выдыхаемого воздуха Газ ВдыхаемыйВыдыхаемый Причина О2О2 20,95%16,40% Используется для окисления СО 2 0,04%4% Образуется в результате окисления N2N2 78% Не изменяется H2ОH2О ПеременныйНасыщенный Испарение в альвиолах Температу ра Атмосферная Тела Тепло, поступаемое из крови.
Газообмен в легких и тканях I. Что выходит из крови в легкие? II. Что проникает из лёгких в кровь? III. Что поступает из тканей в кровь? IV. Что проникает из крови в ткани? V. Пигмент в крови. VI. Место окисления органических веществ. VII. Потребители кислорода. VIII. Физическое явление – причина газообмена в лёгких. IX. Клетки - разносчики кислорода. X. Продукт распада органических веществ. XI. Путь кислорода после отделения эритроцита (последовательно). XII. Место образования углекислого газа в организме. 1. Гемоглобин. 6. Межклеточная жидкость 2. Кислород. 7. Легочные капилляры. 3. Углекислый газ. 8. Капилляры в тканях. 4. Диффузия. 9. Эритроциты. 5. Клетки тканей. 10. Лейкоциты.
Проверь себя Ι – 3 ΙΙ – 2 ΙΙΙ – 3 IV – 2 V – 1 VI – 5 VII – 5 VIII – 4 ΙХ – 9 Х – 3 ХΙ – 8, 6, 5 ХΙΙ – 5 Оцени себя: 0-1 неправильный ответ – «5» 2-3 – «4» 4-6 – «3» Более – «2»
Количество продуцированного кислорода в год разными растениями (в кг)
ВЛИЯНИЕ ЧИСТОГО И ЗАГРЯЗНЕННОГО ВОЗДУХА НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА
Домашнее задание: Биология: § 24, уметь объяснять схемы в тетради. Химия: 1.Записи в тетради 2.Решите задачу: Какой объем воздуха и какой объем кислорода расходуется на одного ученика в течение урока (45 мин.), если один восьмиклассник делает 16 вдохов в минуту по 500 см³ воздуха?