1 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РУКОВОДСТВА Основные требования
2 Чего ожидают и требуют стандарты ИСО 9000 от лидеров: 1 Самостоятельно разработать и поддерживать политику и цели в области качества на всех уровнях организации. 2 Обеспечить мотивированное вовлечение персонала. 3 Ориентировать всех сотрудников на выполнение требований потребителей с целью их удовлетворения.
3 Чего ожидают и требуют стандарты ИСО 9000 от лидеров: 4 Обеспечить внедрение процессного подхода ко всем видам деятельности в организации. 5 Обеспечить разработку, внедрение и поддержание в рабочем состоянии эффективной системы менеджмента качества. 6 Обеспечить процессы необходимыми ресурсами.
4 Чего ожидают и требуют стандарты ИСО 9000 от лидеров: 7 Анализировать функционирование системы менеджмента качества. 8 Улучшать систему менеджмента качества.
5 Содержание сообщения: Рекомендации по реализации требований: - п. 1 в части целей в области качества; - п. 7 в части анализа со стороны руководства.
6 Системы менеджмента Система менеджмента – система для разработки политики и целей и достижения этих целей. Система менеджмента качества (СМК) – система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству.
7 ПОЛИТИКА в области качества Политика в области качества – общие намерения и направление деятельности организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством. Как правило, политика в области качества согласуется с общей политикой организации и обеспечивает основу для постановки целей в области качества. Принципы менеджмента качества, изложенные в стандартах ИСО 9000, могут служить основой для разработки политики в области качества.
8 Система менеджмента качества ЦЕЛИ В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА
9 Цели в области качества Цели в области качества – цели, которых добиваются или к которым стремятся в области качества. Цели в области качества обычно базируются на политике организации в области качества. Цели в области качества обычно устанавливаются для соответствующих функций и уровней организации.
10 Цели в области качества В университете в целом и в каждом подразделении вплоть до кафедр отдельным документом должны быть приняты «Цели в области качества». На общеуниверситетском уровне это «Цели в области качества университета». На уровне подразделений это «Цели в области качества подразделения».
11 Зачем? Цели в области качества устанавливаются для реализации стратегических ориентиров при руководстве организацией. Эти цели указывают желаемые результаты, позволяют руководить организацией и применять ресурсы для достижения поставленных целей. Поэтому необходимо, чтобы цели в области качества были измеримы и достижимы.
12 Требования к целям Руководства по качеству университета Цели в области качества Цели университета в области качества, включая те, которые необходимы для выполнения требований к предоставляемым образовательным услугам (7.1а), документально оформляют (4.2.1а) в составе перспективных и текущих планов, либо в виде специальных решений высшего руководства.
13 Требования к целям Руководства по качеству университета Цели в области качества, устанавливаемые в подразделениях, должны быть измеримыми, поддаваться оцениванию их результативности и согласуемыми с политикой в области качества (5.3).
14 Цели верхнего уровня На самом верху организации стандартом предписываются две цели: 1 увеличение удовлетворенности потребителей; 2 неизменное улучшение деятельности организации.
15 Цели в области качества для менеджмента организации Типичные цели в области качества Показатель Доступность ресурсовВремя доступа Адекватность документации Способность исполнять другим лицом Точность исполнения заданий Сроки, количество и качество Устранение причин несоответствий Количество устраненных причин Количество повторов несоответствий Компетентность персоналаНаличие компетенций Полнота идентиф икации Цели в области качества для менеджмента организации
16 Самые нижние цели очень просты: Выполнить задание точно в срок, точного количества и требуемых характеристик.
17 Система менеджмента качества АНАЛИЗ СО СТОРОНЫ РУКОВОДСТВА
18 Требования ГОСТ Р ИСО Анализ со стороны руководства Общие положения Высшее руководство должно анализировать через запланированные интервалы систему менеджмента качества организации с целью обеспечения ее постоянной пригодности, адекватности и результативности.
19 Требования ГОСТ Р ИСО В анализ следует включать оценку возможностей улучшения и потребности в изменениях в системе менеджмента качества организации, в том числе в политике и целях в области качества.
20 Требования ГОСТ Р ИСО Входные данные анализа Входные данные для анализа со стороны руководства должны включать следующую информацию: а) результаты аудитов (проверок); б) обратную связь от потребителей; в) функционирование процессов и соответствие продукции;
21 Требования ГОСТ Р ИСО Входные данные анализа г) статус предупреждающих и корректирующих действий; д) последующие действия, вытекающие из предыдущего анализа со стороны руководства; е) изменения, которые могли бы повлиять на систему менеджмента качества; ж) рекомендации по улучшению.
22 Требования ГОСТ Р ИСО Выходные данные анализа Выходные данные анализа со стороны руководства должны включать все решения и действия, относящиеся к: а) повышению результативности системы менеджмента качества и ее процессов; б) улучшению продукции согласно требованиям потребителей; в) потребности в ресурсах.
23 Требования Руководства по качеству университета 5.6 Анализ со стороны руководства Общие положения Анализ функционирования СМК на постоянную пригодность, достаточность и результативность высшее руководство проводит через запланированные интервалы времени. Анализ включает оценивание возможностей улучшения и необходимости в изменениях в политике и целях в области качества, в оптимизации сети процессов СМК.
24 Требования Руководства по качеству университета 5.6 Анализ со стороны руководства Анализ проводят: - персонально ректор и первый проректор; - коллективно на совещаниях ректората; - коллективно на заседаниях координационного совета по качеству; - коллективно на заседаниях ученого, методического и научно-технического советов университета.
25 Требования Руководства по качеству университета 5.6 Анализ со стороны руководства Анализ со стороны руководства проводят также на уровнях институтов (факультетов), филиалов, кафедр и других подразделений.
26 Требования Руководства по качеству университета Входные данные для анализа Входные данные для анализа высшему руководству предоставляют по каналам СМК представитель руководства - первый проректор (5.5.2б) и по административным каналам – руководители институтов (факультетов), управлений через соответствующих проректоров.
27 Требования Руководства по качеству университета Входные данные для анализа Входные данные для анализа включают следующую информацию: - результаты внутреннего (8.2.2) и внешнего аудита; - данные об удовлетворенности всех заинтересованных сторон (8.2.1); - данные о мониторинге процессов (8.2.3) и результатах аттестации обучаемых (8.2.4); - результативность и эффективность предупреждающих (8.5.3) и корректирующих действий (8.5.2);
28 Требования Руководства по качеству университета Входные данные для анализа - оценку действий по решениям на основе предыдущего анализа (записи по 5.6.3); - рекомендации по улучшению (5.5.3; 8.4); - данные о трудоустройстве выпускников и отзывы об их профессиональном росте; - другие данные, такие как: состояние компетентности персонала, удовлетворенность всех заинтересованных сторон, в том числе персонала университета и обучаемых, факторы, связанные с потребностями в специалистах, результаты самооценки и т. д.
29 Требования Руководства по качеству университета Выходные данные для анализа В процессе анализа определяют сильные и слабые стороны действующей СМК и разрабатывают соответствующие планы.
30 Требования Руководства по качеству университета Выходные данные для анализа В результате анализа высшее руководство принимает решение по: - повышению результативности и эффективности СМК и ее процессов; - улучшению качества процессов обучения и качество подготовки обучаемых; - обеспечению требуемых ресурсов. Выходные данные анализа используют как входные данные процессов текущего и стратегического улучшения, снижения рисков и в постановке новых целей.