ПОДГОТОВКА К ЕГЭ Подготовка к сжатому изложению в 9 классе Подготовила учитель русского языка и литературы Судакова С.Р. Светлый-2009 Муниципальное общеобразовательное.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ Сжатое изложение (теория и практика подготовки)
Advertisements

Сжатое изложение. ЦЕЛЬ Подробное изложение Краткое изложение Максимально полно воспроизвести содержание исходного текста с сохранением особенностей авторского.
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ Сжатое изложение (теория и практика подготовки)
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ Сжатое изложение (теория и практика подготовки)
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ Сжатое изложение (теория и практика подготовки) Учитель Конева Ирина Васильевна ГОУ 546 Санкт-Петербург 2009.
Памятка для учащихся « Как писать сжатое изложение » Прослушайте текст. После первого чтения текста выполните следующие шаги: Определите тему текста (о.
Основные приёмы сжатия текста Краткосрочный курс для учащихся 9-ых классов в сетевой предпрофильной подготовке © О.В.Кузнецова, учитель русского языка.
Основные приёмы сжатия текста Краткосрочный курс для учащихся 9-ых классов в сетевой предпрофильной подготовке © О.В.Кузнецова, учитель русского языка.
ПОДГОТОВКА К ГИА С жато е изложени е в 9 классе. Памятка для учащихся « Как писать сжатое изложение » Прослушайте текст. После первого чтения текста выполните.
Сжатие текста Урок русского языка, 9 класс, подготовка к ГИА 9.
Приёмы компрессии текста. ЦЕЛЬ Краткое изложение Кратко изложить содержание исходного текста, не допуская искажения фактов и используя ключевые авторские.
Сжатие текста Подготовка к ГИА Сжатие текста Умение сжать текст – это умение выделить главное из предложенного высказывания. При сжатии текста употребляются.
Приёмы сжатия текста 9 класс. Критерии оценивания изложения (сжатие текста) Критерии оценивания изложения (сжатие текста) Экзаменуемый применил 1 или.
ПОДГОТОВКА К ГИА Сжатое изложение (теория и практика подготовки)
Коротко и ясно, оттого и прекрасно. Русская пословица.
Экзаменационная работа Часть 1. Сжатое изложение (не менее 90 слов)
Подготовка к экзамену Сжатое изложение (теория и практика подготовки)
«Обучение сжатому изложению». Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах. Плутарх.
Обучение сжатому изложению. Прекрасная мысль теряет всю свою ценность, если она дурно выражена. Вольтер.
1 Компрессия текста (подготовка к сжатому изложению)
Транксрипт:

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ Подготовка к сжатому изложению в 9 классе Подготовила учитель русского языка и литературы Судакова С.Р. Светлый-2009 Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 5

Памятка для учащихся « Как писать сжатое изложение » Прослушайте текст. После первого чтения текста выполните следующие шаги: Определите тему текста (о чем текст?). Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?). Определите стиль текста и тип речи, особенности построения текста (в повествовании – начало события, ход его, самый острый момент сюжета, конец; в описании – предмет речи и его значимые, существенные признаки; в рассуждении – общее положение, аргументы, доказательства, вывод). Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их. Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов. Прослушайте текст во второй раз. Работая с подробным планом текста, отметьте в нем существенное и подробности в каждой части. Определите способ сокращения текста (исключение, обобщение). Составьте сжатый план текста, учитывая смысловые связи между эпизодами (временные, пространственные и т.п.). Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст. Помните о главном условии: вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 90 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

ЦЕЛЬ Подробное изложение Краткое изложение Максимально полно воспроизвести содержание исходного текста с сохранением особенностей авторского стиля Кратко изложить содержание исходного текста, не допуская искажения фактов и используя ключевые авторские слова Воспроизвести основное содержание текста, сохраняя композицию, логическую последовательность, стиль и тип речи исходного текста

ЧТО ТРЕБУЕТСЯ 1. ОТБОР ВАЖНОЙ ИНФОРМАЦИИ 2. ФОРМУЛИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ИДЕЙ АВТОРА 3. СОХРАНЕНИЕ АВТОРСКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ СОБЫТИЙ 4. ПЕРЕДАЧА ХАРАКТЕРА ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ И ОБСТАНОВКИ БЕЗ ИСКАЖЕНИЙ 5. ВЫДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ МИКРОТЕМ 6. ОБОБЩЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ИСХОДНОГО ТЕКСТА

ПРИЁМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА Исключение подробностей и деталей Обобщение конкретных, единичных явлений Упрощение синтаксических структур

Исключение слов, словосочетаний, фрагментов предложений и целых предложений Есть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым всё ясно, - безнадежные люди. (По В. И. Курбатову) Есть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым всё ясно, - безнадежные люди. (По В. И. Курбатову) Есть люди, которым всё всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются и не способны совершить открытие. Люди, которым всё ясно, - безнадёжные люди. Прочитайте текст. Выделите второстепенную информацию.

Что можно исключить из предложения без ущерба для его содержания? Попечителем одной из школ под Серпуховом был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами. (По Е. Киселёвой) Попечителем одной из школ под Серпуховом был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с ясными лицами. Исключение синонимов в ряду однородных членов

Прочитайте, найдите в тексте поясняющие конструкции Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело – мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления. Но есть ещё одна важная сфера воспитания – воспитание души. (Ю. М. Лотман) Воспитание имеет много аспектов. Но есть одна важная сфера воспитания – воспитание души. Удаление поясняющих конструкций: однородных членов, частей сложного предложения

Обобщение содержания фрагмента текста Жизнь семьи Серовых была наполнена художественной работой отца, обсуждением выставок, разговорами на темы искусства. У Серовых часто собирались не только живописцы, но и музыканты, скульпторы, артисты, поэты. Среди них актёры Москвин, Комиссаров, Добронравов, художники Ефимов, Кончаловский, Яковлев, Крымов, музыканты Нейгауз, Рихтер, поэт Пастернак. (По Г. Арбузову) протекала в творческой атмосфере. Жизнь семьи Серовых протекала в творческой атмосфере.

. Языковое обобщение замена однородных членов их обобщенным наименованием Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами. (С. Газарян) не мешает. Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает. Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами. (С. Газарян)

Языковое обобщение замена простых предложений сложным Помню вечер перед Новым годом. Мне было шесть или семь лет. В подарок я получил книгу со сказками Андерсена. Так в моей жизни появился этот датский сказочник. (По К. Паустовскому) Моя встреча с Андерсеном произошла в детстве, когда мне на Новый год подарили книгу с его сказками.

Сочетание исключения и обобщения В России испокон веков были такие люди, которые куда-то шли. У них не было ничего, но они всегда были чем-то озабочены. Вели они цыганский образ жизни: ходили по просторной русской земле с места на место, отдыхали и спали где попало. Этих людей называли странниками. ОБОБЩЕНИЕ: ЗАМЕНА ОБОБЩАЮЩИМ СЛОВОМ ИСКЛЮЧЕНИЕ:ИСКЛЮЧЕНИЕ ВТОРОСТЕПЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ

Сочетание исключения и обобщения Хотя детство моё прошло в Пятигорске, сам я всё же коренной москвич. В каких бы городах мира я ни бывал, как бы ни восхищался их красотой, Москва остаётся для меня лучшим городом в мире. Идёшь по Москве, по её площадям, по тихим переулкам и чувствуешь, сердцем своим ощущаешь: это твой город. Можно бессчётно приходить на Красную площадь, и всё- таки дух захватывает, когда смотришь на сказочный храм Василия Блаженного, устремлённый в небо всеми своими фантастическими куполами. И тут же малиновая Кремлёвская стена, а за ней соборы, торжественные, гордые и нарядные. Словно вся краса Древней Руси пришла на эту площадь. Надо только уметь смотреть, чувствовать эту красоту. И учатся этому с детства. Дух захватывает, когда смотришь на красоту и мастерство русских зодчих: н а Красную площадь, храм Василия Блаженного, малиновую Кремлёвскую с тену. Надо только уметь смотреть, чувствовать эту красоту. И учатся этому с детства.

Я стоял на якоре у самого лозняка, когда мимо меня торопливо проехал Шашкин (бакенщик) и крикнул: - Гроза находит. С ветром. Приставайте к лесному берегу, вон - за мысом. Там изба стоит в лесу. Я тоже в ней укроюсь. - Чья изба? – спросил я. – До сих пор я что-то её не замечал. - Святослава Рихтера, музыканта. А вы разве не знали? Московский музыкант. Жена у него певица. Только фамилию её не выговорю, трудная в обращении фамилия. Я не знал об этом и не мог предполагать, что в такой безлюдной глуши поселился наш известный пианист. (По Е. Киселёвой ). Упрощение синтаксических структур. Упрощение синтаксических структур. Замена прямой речи косвенной. Шашкин предупредил меня, что находит гроза. С ветром. И посоветовал укрыться в избе, которая стояла в лесу. От бакенщика я узнал, что эта изба принадлежала известному музыканту Святославу Рихтеру.

Упрощение синтаксических структур. Упрощение синтаксических структур. Преобразование СПП и ССП в бессоюзные. (Знаки препинания не расставлены). 1). Мне очень понравился доклад потому что в нём рассказывалось о прекрасных произведениях древнерусского искусства. 2). Солнце дымное встаёт так что будет день горячий. 3). Каждый кто хотя бы немного изучал географию знает что наш земной шар на три четверти покрыт водой. 4). Не умея в руке держать топор дерева не стешешь а не зная языка хорошо красиво просто и понятно не напишешь. 1). Мне очень понравился доклад: в нём рассказывалось о прекрасных произведениях древнерусского искусства. 2). Солнце дымное встаёт - будет день горячий. 3). Каждый, кто хотя бы немного изучал географию знает: наш земной шар на три четверти покрыт водой. 4). Не умея в руке держать топор, дерева не стешешь - не зная языка, хорошо, красиво, просто и понятно не напишешь.

Список использованной литературы. Учимся писать изложение. / Г.К.Лидман-Орлова/. М.: Дрофа, Рабочая тетрадь: Подсказки на каждый день: Русский язык: 9 кл.: 2 полугодие. / Т.Ю.Угроватова/. – М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, Русский язык : учеб. Для 9 кл. общеобразоват. учреждений / [С.Г.бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов и др.]. 27-е изд. – М. : Просвещение, Электронные ресурсы. Uchilkin-Blog.ru/?p=137