Проект параграфа по истории на тему -Живопись Руси X-XVII веков.
Живопись XI-XIII век. Уже в 11 веке строгая аскетическая манера византийской иконописи превращалась под кистью русских художников в портреты, близкие к натуре, хотя русские иконы и несли в себе черты условного иконописного лика. В это время прославился печерский монах-живописец Алимпий, про которого говорили, что он иконы писать хитр был зело. Икона Алимпия
Живопись XI-XIII век. Наряду с иконописью развивалась фресковая живопись, мозаика. Фрески Софийского собора в Киеве показывают манеру письма греческих и русских мастеров, их приверженность человеческому теплу, цельности и простоте. Фрески Софийского собора в Киеве показывают манеру письма греческих и русских мастеров, их приверженность человеческому теплу, цельности и простоте. Известны своей большой художественной силой мозаики Михайловского Златоверхого монастыря с их изображением апостолов, святых. Их лики стали более мягкими, округлыми. Известны своей большой художественной силой мозаики Михайловского Златоверхого монастыря с их изображением апостолов, святых. Их лики стали более мягкими, округлыми. Фреска Софийского собора в Киеве Фреска Софийского собора в Киеве Мозаика святых Михайловского Златоверхого монастыря Мозаика святых Михайловского Златоверхого монастыря
Живопись XI-XIII век. Позднее складывалась новгородская школа живописи. Её характерными чертами стали ясность идеи, реальность изображения, доступность. До нас дошли замечательные творения новгородских живописцев: икона Ангел Златые власы, где при всей условности облика Ангела чувствуется трепетная и красивая человеческая душа. Икона Ангел Златые власы Икона Ангел Златые власы
Живопись XI-XIII век. На иконе Спас Нерукотворный Христос со своим выразительным изломом бровей предстает грозным, все понимающим судьей человеческого рода. В иконе Успение Богородицы в лицах апостолов запечатлена вся скорбь утраты.
Живопись XI-XIII век. Церковь Спаса на Нередице близ Новгорода (1198). Фрагмент фрески церкви Спаса на Нередице.
Живопись XI-XIII век. Широкое распространение иконописной, фресковой живописи было характерно и для Чернигова, Ростова, Суздаля, позднее Владимира -на- Клязьме, где замечательные фрески, изображающиеСтрашный суд, украшали Дмитровский собор. Икона Страшный суд
Живопись XI-XIII век. В начале 13 века прославилась ярославская школа иконописи. Среди иконописных произведений особенно известна так называемаяЯрославская Оранта, изображавшая Богородицу. Её прообразом стало мозаичное изображение Богородицы в Софийском соборе в Киеве работы греческих мастеров, изобразивших суровую властную женщину, простирающую руки над человечеством. Ярославские же искусники сделали облик Богородицы теплее, человечнее. Это прежде всего мать-заступница, несущая людям помощь и сострадание. Икона Ярославская Оранта
Живопись XIV-XV века. В эти времена среди мастеров, работавших в Новгороде, особенно прославился Феофан Грек. Его фрески в церквах Спаса на Ильине, Федора Стратилата поражают величественностью, монументальностью и большой экспрессией в изображении библейских сюжетов. Фреска церкви Спаса на Ильине Фреска церкви Федора Стратилата
Живопись XIV-XV века. Высшей степени выразительности, совершенства русская фресковая живопись и иконопись достигли в творчестве гениального Андрея Рублева. Вместе с Феофаном Греком расписывал стены Благовещенского собора Московского Кремля; затем, в сотрудничестве с Даниилом Черным работал над фресками и иконами для троицкого собора Троице – Сергиева монастыря. Троица Андрея Рублева и Феофана ГрекаТроица Андрея Рублева и Феофана Грека Работа Андрея Рублева и Даниила Черного
Живопись XIV-XV века. Самая известная работа Андрея Рублева-Троица из иконостаса Троицкого собора. Написанная в античной традиции, она глубоко национальна по мягкости и гармоничности, благородной простоте изображенных фигур и прозрачности, нежности красок. Они отражают характерные черты русской природы и человеческой натуры. Они присущи и другим иконам и фрескам-Спасу, апостолам, ангелам. Икона Троица Фреска Спас
Живопись XV-XVII века. На этих рубежах в иконописи и в фресковой живописи прославились Дионисий с сыновьями и соратниками. Им принадлежат иконы Успенского собора в Московском Кремле, фрески Ферапонтова монастыря. Они привлекают красочностью, декоративностью, пышной торжественностью. Большей лаконичностью, строгостью отличается иконопись новгородской школы. Дионисий с сыновьями
Живопись XV-XVII века. Живопись становится все больше делом государственным. Церковь после Стоглавого собора 1551г. Усиливает надзор за иконописцами. ИконаЦерковь воинствующая в аллегорической форме воспевает взятие Казани, русское воинство, молодого самодержца. Икона Церковь воинствующая
Живопись XVII века. В 17 веке русский национальный стиль вырабатывает новые черты, формы. Дальнейшее развитие получает строгановская школа с ее мелким, каллиграфическим письмом, тончайшей прорисовкой деталей. Прокопий Чирин, Никифор Савин, Емельян Москвитин, Симон Ушаков- наиболее замечательные ее представители, работавшие в Москве, часто писавшие иконы по заказу Строгановых. Утонченность исполнения, красочность икон восхищали современников. Икона Прокопия Чирина
Живопись XVII век. В творчестве Симона Федоровича Ушакова, мастера царской Оружейной палаты, крупнейшего русского художника и других мастеров намечается стремление к реализму. Икона Спас нерукотворный Симон Ушаков
Живопись XVII век. Реалистические тенденции в сочетании с яркими, жизнерадостными мотивами и красками русские мастера проводили и при росписи церквей. Фрески церквей Троицы в Никитниках в Москве. Фреска церкви Троицы в Никитниках в Москве.
Живопись XVII век. Церковь Ильи пророка в Ярославле. Фреска церковь Ильи пророка в Ярославле
Живопись XVII век. Черты реализма появляются и в портретном жанре. Если парсуны царя Федора Ивановича, М.В. Скопина-Шуйского сделаны в обычной иконописной манере, то более поздние, середины и второй половины века, говорят о стремлении к портретному сходству, реалистическому письму.
Живопись XVII век. Портрет царя Алексея (С. Лопуцкий) Портрет царя Федора Алексеевича (И. Богданов) Портрет царя Федора Алексеевича (И. Богданов) Портрет патриарха Никона (И. Детерсон и Д. Вухтерс) Портрет патриарха Никона (И. Детерсон и Д. Вухтерс)
Вопросы к параграфу. 1. Назовите известнешие иконы, написанные Андреем Рублевым. 2. В творчестве каких мастеров намечается стремление к реализму? 3. Назовите самых известных мастеров фрески XIV века?
Над проектом работали: Басникова Екатерина Басникова Екатерина Киканов Александр Киканов Александр Матвеева Алена Матвеева Алена Сидорова Наталья Сидорова Наталья