Тема урока : « Решение логических задач методом КРУГОВ Эйлера » Примеры решения задач.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Круги Эйлера в решении задач 6 Выполнила: Бандурина Елена 6«А» Учитель: Орлова О.А. МОУ-СОШ 9 г.Аткарск.
Advertisements

Выполнила: Жубанова Диана ученица 7 класса Карасаевской СОШ.
Теория Теория множеств в задачах А В С Учебное пособие Выполнили: Зацаринный Глеб, Моченов Станислав 6 «А» класс Научный руководитель: Москевич Л.В.
Определение множества Множество – это совокупность однотипных элементов или объектов, объединённых по некоторому признаку. Например, множество книг в.
Работу выполнила: учитель математики МБОУ Сергиевская СОШ Калинина Елена Петровна.
Круги Эйлера при решении логических задач. Проект подготовил ученик 6а класса сш 22 Захаров Максим. Руководитель проекта учитель математики Кулагина К.К.
Работу выполнил ученик 6 класса Руководитель :Учитель математики Кемаева Галина Серафимовна.
Множества. Операции над множествами. «Множество есть многое, мыслимое нами как единое» (основатель теории множеств – Георг Кантор).
Понятия теории множеств П онятие множества является одним из наиболее общих и наиболее важных математических понятий. Оно было введено в математику немецким.
Множества. Операции над множествами.. «Множество есть многое, мыслимое нами как единое» (основатель теории множеств – Георг Кантор).
Теория множеств. Определение Множество одно из ключевых понятий математики, в частности, теории множеств и логики. Понятие множества является одним из.
Пересечение и объединение множеств 8 класс. Что такое множество? Множество- это группа предметов, объектов или существ, обладающих одинаковыми свойствами.
1 Какой угол называется острым? Прямым? Тупым? 2 Какие углы называют смежными? Чему равна сумма смежных углов? 3Какие прямые называются перпендикулярными?
ПРИМЕНЕНИЕ СВОЙСТВ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ. Графики тригонометрических функций.
Множества. Операции над множествами.. «Множество есть многое, мыслимое нами как единое» (основатель теории множеств – Георг Кантор).
Cвойства делимости. В множестве целых чисел всегда выполнимы сложение, вычитание и умножение чисел, т.е. сумма, разность и произведение целых чисел всегда.
Линейное уравнение в целых числах Методическая разработка учителя Поляковой Е. А.
Теория множеств Круги Эйлера. Круги́ Э́йлера геометрическая схема, при помощи которой можно изобразить несколько подмножеств вместе c их объединениями,
Пересечение и объединение множеств Подготовила: учитель математики МОУ сош 30 имени А.И.Колдунова Кутоманова Е.М учебный год.
Элементы теории множеств. Понятие множества Множество - это совокупность определенных различаемых объектов, причем таких, что для каждого можно установить,
Транксрипт:

Тема урока : « Решение логических задач методом КРУГОВ Эйлера » Примеры решения задач

Немного истории Одним из первых, кто использовал для решения задач круги, был выдающийся немецкий математик и философ Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 – 1716). В его черновых набросках были обнаружены рисунки с кругами. Затем этот метод основательно развил швейцарский математик Леонард Эйлер (1707 – 1783). Леонард Эйлер, крупнейший математик XVIII века, родился в Швейцарии. В 1727 г. по приглашению Петербургской академии наук он приехал в Россию. Эйлер попал в круг выдающихся математиков, получил большие возможности для создания и издания своих трудов. Он работал с увлечением и вскоре стал, по единодушному признанию современников, первым математиком мира. Леонард Эйлер (1707 – 1783)

Приемы решения Рассмотрение простейших случаев кругов Эйлера – Венна а ) Пусть дано некоторое множество и указано свойство А. Очевидно, элементы данного множества могут обладать или не обладать данным свойством. Поэтому данное множество распадается на две части, которые можно обозначить через А и А *. На рисунке можно это изобразить двумя способами.

б) Пусть дано некоторое множество и указаны два свойства: А, В. Так как элементы данного множества могут обладать или не обладать каждым из этих свойств, то возможны четыре случая: АВ, АВ*, А*В, А*В*. Следовательно, данное множество распадается на 4 подмножества. Это можно изобразить также двумя способами: в виде кругов или диаграмм.

в) Пусть дано некоторое множество и указаны три свойства: А, В, С. В этом случае данное множество распадается на восемь частей. Это можно изобразить двумя способами.

Задачи, решаемые с помощью кругов Эйлера Задача 1. Сколько натуральных чисел из первого десятка не делится ни на 2, ни на 3? Решение. Для решения задачи удобно воспользоваться кругами Эйлера. В нашем случае три круга. Пусть множество чисел, кратных 2– это множество А, а множество чисел, кратных 3 – множество В. Рассуждаем. На 2 делится каждое второе число. Значит, таких чисел будет 10:2=5. На 3 делится 3 числа (10:3). На 2 и 3 делятся те числа, которые делятся на 6. Такое число только одно. Поэтому множество А состоит из 5-1=4 чисел, множество В – 3-1=2 чисел. Отсюда следует, что в первом десятке содержится 10-(4+1+2)=3 числа. большой круг – это множество чисел от 1 до 10 внутри большого – два меньших круга, пресекающихся друг с другом.

Задача 2. С помощью кругов Эйлера можно ответить на множество вопросов, поставленных к одному условию задачи. Пусть круг А изображает всех учащихся, говорящих по-английски, круг Н – говорящих на немецком языке, Круг Ф – говорящих по-французски. Сколько учащихся говорит: а) на всех трех языках? б) по-английски и по- немецки? в) по-французски? Сколько всего учащихся, говорящих на иностранном языке? Сколько из них не говорит по-французски? Сколько из них не говорит по-немецки? Сколько из них не говорит на иностранном языке? Ответ: а) На всех трех языках говорят 3 ученика; б) По-английски и по-немецки – 15 человек; в) только по-французски – 8 учащихся. Всего 100 ( ) ребят, говорящих на иностранных языках. По-французски не говорят 77учащихся (100- ( ) Какие вопросы можно еще задать к данной задаче?

Задача для самостоятельного выполнения. В классе учатся 40 человек. Из них по русскому языку имеют « тройки » 19 человек, по математике – 17 человек и по истории – 22 человека. Только по одному предмету имеют « тройки »: по русскому языку – 4 человека, по математике – 4 человека, по истории – 11 человек. Семь учеников имеют « тройки » и по математике и по истории, а 5 учеников – « тройки » по всем предметам. Сколько человек учится без « троек »? Сколько человек имеют « тройки » по двум из трех предметов ?

Решение. Нарисуем круги Эйлера. Внутри большего круга, изображающего всех учеников класса, поместим три меньших круга М, Р, И, означающих соответственно математика, русский язык и история. Дальнейшие расчеты не представляют большого труда. Так как число ребят, имеющих «тройки» по математике и истории, равно 7, то число учеников, имеющих только две «тройки» - по математике и по истории, равно 7-5=2. Тогда =6 учеников имеют две «тройки» - по математике и по русскому языку, а =4 ученика только две «тройки» - по истории и по русскому языку. В этом случае без «тройки» учится =4 ученика. А имеют «тройки» по двум предметам из трех 6+2+4=12 человек.

Задание : Составить алгоритм для решения задач с помощью кругов Эйлера. Записываем краткое условие задачи. Выполняем рисунок. Записываем данные в круги (или в диаграмму Эйлера). Выбираем условие, которое содержит больше свойств. Анализируем, рассуждаем, не забывая записывать результаты в части круга (диаграммы). Записываем ответ.