ДЕЛЕНИЕ ВО МНОЖЕСТВЕ МНОГОЧЛЕНОВ Автор: Гордина Наталья, учащаяся 10 класса Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Деление многочленов А-9 урок 1. Цель: Обобщить, систематизировать и расширить знания учащихся о преобразованиях многочленов; познакомить с делением многочленов.
Advertisements

Деление многочленов Методическая разработка учителя Поляковой Е. А.
Многочлены с одной переменной Нам уравненья,как поэмы, И полином поддерживает дух. Бином Ньютона, будто песня, А формулы ласкают слух Нам уравненья,как.
Уравнения высших степеней.. Методы решения уравнений: Замена уравнения h(f(x)) = h(g(x)) уравнением f(x) = g(x) Замена уравнения h(f(x)) = h(g(x)) уравнением.
Теорема Безу. Схема Горнера и её применение Учитель математики Романовская Евгения Викторовна Белгородская область Губкинский район МБОУ «Вислодубравская.
ДЕЙСТВИЯ НАД МНОГОЧЛЕНАМИ Работу выполнила Попова Вера Николаевна, учитель математики МОУ «ПСОШ» 2.
Что такое уравнение? Что такое корень уравнения? Что значит решить уравнение? Какие виды уравнений вы знаете? Когда в уравнении появляются посторонние.
Уравнение называют целым, если обе части его являются целыми выражениями (т.е. не содержат деления на выражения с переменными).
Многочлены с одной переменной. Умножение: Деление: 1.Выяснить степень частного 2.Выяснить степень остатка.
Проблема поиска корней многочленов Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 3 имени Тази Гиззата г. Агрыз, Агрызского.
L/O/G/O Многочлены МОУ СОШ 5 – «Школа здоровья и развития» г. Радужный Автор: учитель математики Е.Ю. Семёнова.
Алгебраические дроби Учитель математики МБОУ СОШ 128 г.о.Самара Змеевская Светлана Николаевна.
«Для того, чтобы совершенствовать ум, надо больше рассуждать, чем заучивать». Декарт ( ). Французский математик, физик, филолог.
Занятие элективного курса по алгебре в 10 классе. Учитель математики Ковальчук Л.Л. МОУ СОШ
Многочлены. Решение олимпиадных задач по теме «Многочлены» Выполнила ученица 10 класса Б МБОУ лицея 1 Пщегорская Наталья.
Уравнения высших степеней 10 класс Учитель математики Хмелевцева Л.Л.
Тема урока: Решение уравнений 9 класс. На уроке Линейные уравнения. Квадратные и сводимые к ним. Дробно – рациональные уравнения Уравнения высших степеней.
Многочлены от одной переменной. Тема урока: Учитель математики МБОУ СОШ 25 г. Крымска Малая Е.В
Решение алгебраических уравнений Методическая разработка учителя Поляковой Е. А.
Итоговое тестирование по алгебре 8 класс Выполнила учитель математики МОШ 32 Золотарёва Марина Фёдоровна.
Транксрипт:

ДЕЛЕНИЕ ВО МНОЖЕСТВЕ МНОГОЧЛЕНОВ Автор: Гордина Наталья, учащаяся 10 класса Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа 3» города Ртищево Руководитель: учитель математики Алексашина Галина Михайловна

ЧТО ТАКОЕ МНОГОЧЛЕН? Многочленом с переменной х (или от переменной х ), называют сумму степеней переменной х с натуральным показателем, с некоторыми коэффициентами, то есть: P(x) =a 0 x п +a 1 x п-1 +…+a п-1 x+a п, где а 0, а 1, …, а п-1, а п – некоторые числа, причем а 0 0, n – натуральное число. Р п (х) – обозначение многочлена степень которого равна п.

Многочлен Р (х) делится на многочлен Q (х)0, если Р(х)=Q(x)M(x), где М (х) – некоторый многочлен.

Свойства делимости многочленов «столбиком»:

1 свойство: Если многочлен P n (x) делится на многочлен Q k (x), а многочлен Q k (x) делится на многочлен M m (x), то многочлен P n (x) делится на многочлен M m (x).

2 свойство: Если многочлены Р n (х) и Q n (x) делятся на многочлен M k (x), то многочлены Р n (х)+Q n (x) и Р n (х) - Q n (x) делятся на многочлен M k (x), а многочлен Р n (х)· Q n (x) делится на многочлен M 2 k (x).

3 свойство: Если P(x) делится на Q(x), то всякий корень Q(x) является корнем P(x). Действительно если P(x) = Q(x)·M(x) и Q(с)=0, то P(с)=Q(с) M(с)=0.

Алгоритм деления многочленов «столбиком» 1.Расположить делимое и делитель в убывающих степенях х ; 2.Разделить старший член делимого на старший член делителя; затем полученный одночлен сделать первым членом частного; 3.Первый член частного умножить на делитель, результат вычесть из делимого; полученная в результате разница является первым остатком; 4.Чтобы получить следующий член частного, нужно с первым остатком поступить так, как поступали с делимым и делителем в пунктах 2 и 3. 5.Это следует продолжать до тех пор, пока не будет получен остаток, равный нулю или остаток, степень которого меньше степени делителя.

Разделить уголком многочлен P(x) = 10х 2 -7х-12 на многочлен Q(x)=5х+4.Решение. делимое _ 10 х 2 -7 х х +4 делитель 10 х2 +8 х 2 х- 3 частное первый остаток _ -15 х х остаток Ответ: Ответ: 2х-3.

Разделить многочлен P(x) = 3х 4 +2х 2 -1 на многочлен Q(x)=х 2 +х.Решение. _3 х 4 +2 х 2 -1 х 2 +х 3 х 4 +3 х 2 3 х 2 -3 х +5 _-3 х 3 +2 х х 3 -3 х 2 _5 х х 2 +5 х - 5 х -1 Ответ: Ответ: частное 3 х 2 -3 х +5, остаток- 5 х -1.

Задача 2 п п +13 При каких натуральных значениях п выражение п-3 является целым числом?Решение. Разделим числитель дроби на знаменатель с остатком: _2 п2 -11 п +13 п -3 2 п2 -6 п 2 п -5 _-5 п п Таким образом, исходное выражение равно 2 п -5-, что п -3 является целым числом тогда и только тогда, когда 2 нацело делится на п -3. поскольку целыми делителями числа 2 являются числа -2, -1, 1, 2 и только они, получаем п =1, 2, 4, 5. Ответ: Ответ: п =1, 2, 4, 5.

Степень частного равна разности степеней делимого и делителя, а степень остатка всегда меньше степени делителя.

Алгоритм вычислений по схеме Горнера:

1 шаг. Под первым коэффициентом делимого а 0 пишется ещё раз этот коэффициент. 2 шаг. Под коэффициентом а 1 пишется число b 1 =a 0 b+a 1.

3 шаг. Под коэффициентом а 2 пишется число b 2 = b 1 b+а 2. 4 шаг. Под коэффициентом а 3 пишется число b 3 = b 2 b+а 3 ; b 3 =R – остаток.

Для любого многочлена Р(х)=а 0 х п +а 1 х п-1 +…+а п-1 х+а п и любого числа с можно написать разложение Р(х) по степеням разности х-с : Р(х)= b 0 (x-c) п +b 1 (x-c) п-1 +…+b п-1 (x- -c)+b п.

Разложить многочлен Р(х) = х 4 -5 х 3 -3 х 2 +9 по степеням разности х -3. Решение. Выполним деление по схеме Горнера: Таким образом, Р(х) =( х -3) 4 +7( х -3) 3 +6( х -3) 2 -45( х -3)

Теорема Безу

Определение. Остаток от деления многочлена Р(х) на двучлен х-а равен значению этого многочлена при х=а : Р(а)=R.

Следствие 1. Если х=а – корень уравнения Р п (х) =0, то R =0 и многочлен Р п (х) делится нацело на двучлен х-а. Следствие 2. Если многочлен Р п (х) делится нацело на двучлен х-а, то х = а – корень уравнения Р п (х) =0.

Задача Выяснить, делится ли нацело многочлен Р (х) = х х 79 + х 48 - х 27 на х +1. Решение. Остаток от деления Р (х) на х +1 равен Р (-1)=(-1) ·(-1) 79 +(-1) 48 -(-1) 27 = =0. Ответ: многочлен Р (х) нацело делится на х +1

Список используемой литературы Гусев В.А., Мордкович А.Г. Мат.: Справочные материалы: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1988 – 416с.:ил. Дорофеев Г.Д. «Многочлены с одной переменной». / Журнал математика для школьников. – 2005год. – 3 Колягин Ю. «Многочлены и уравнения высших степеней». / Учебно-методическая газета «Математика» – 2005год – 2 Алгебра и начала анализа: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений / С.М.Никольских, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников, А.В.Шевпин. – М.: Просвещение, 2006год Факультативный курс по математике: Учебное пособие для 7- 9класс средней школы / Составитель И.Л.Никольская. – М.: Просвещение, 1991год Энциклопедический словарь юного математика: сост. Савин А.П. – М.: Педагогика, 1985 – 352с.:ил.