Практическая цель деятельности каждого учебного заведения - выпускник, личность, которая приобретает во время обучения определенные качества, знания и умения, привычки, развивается по определенным направлениям.
Модель выпускника Морозовской СОШ Основной целью является: «Воспитание нравственной личности, духовно богатой, способной строить жизнь, достойную Человека». Задачи: развитие личности школьника как гражданина-патриота России с необходимым уровнем образовательных достижений при обязательном сохранении его здоровья, готовым к выбору профессиональной деятельности и адаптации к социально экономической жизни общества.
Личность - человек, социальный индивид, который объединяет в себе черты общечеловеческого, общественно- значащего и индивидуально- неповторимого.
В центре внимания личностно-ориентированного воспитания стоит ребенок. Его творческие силы.
Личностно-ориентированное воспитание – это развитие и саморазвитие личностных качеств на основе общечеловеческих ценностей. Это педагогический управляемый процесс социальной адаптации и творческой самореализации личности, в ходе которого происходит вхождение ребенка в культуру, в жизнь социума, развитие всех его творческих способностей и возможностей.
Основные составляющие воспитательной деятельности. A)Воспитательный потенциал урока. Б) Внеурочная учебная деятельность способствует формированию нравственных качеств личности, развитию устойчивого познавательного интереса, овладению навыками творческой деятельности, формирует потребность в образовании. B)Внеурочная развивающая деятельность направлена на развитие кругозора, формирование ценностных представлений и отношений, развитие духовности личности (экскурсии, посещение выставок, музеев, дальние и ближние туристические поездки); на самопознание; на формирование навыков культуры жизнедеятельности человека Г) Внутриклассная деятельность способствует творческому развитию каждой личности, формирует классный коллектив и его традиции, создает условия для самореализации для каждого ребенка, развивает навыки самоорганизации, самоуправления, поощряет инициативу учащихся. Д) Участие в традиционных общешкольных делах: День Учителя, Праздник Знаний, Праздник Последнего Звонка, Митинг – реквием, зарница, осенний кросс, Новогодний калейдоскоп. Е) Тесное взаимодействие с семьей
черты человека, которые актуализированы современной социокультурной и экономической ситуацией здоровье, культура (как общая, так и профессиональная), гуманизм, гражданственность, толерантность, трудолюбие, нравственность, творческая самодеятельность, хозяйственность (деловитость, практичность), коммуникабельность, законопослушность.
Личностный подход – это индивидуальный подход к человеку как к личности с пониманием ее как системы, суть которой в том, что в школу приходят не просто ученики, а ученики-личности со своим миром чувств и переживаний. Учитель должен знать и использовать такие приемы (их выработала педагогика сотрудничества), в которых каждый ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание учителя только к нему, он уважаем, никто не может его оскорбить. Все ученики защищены в своем классе и в своей школе. личностный подход реализуется при наличии гуманной системы воспитания. Только коллектив педагогов-единомышленников способен связать воедино личность, личностные качества, личностное развитие и саморазвитие ребенка. Именно личность школьника и личность педагога – главное мерило наличия и развития гуманной воспитательной системы.
Индивидуальная работа – это деятельность педагога- воспитателя, осуществляемая с учетом особенностей развития каждого ребенка. Она выражается в реализации принципа индивидуального подхода к учащимся в обучении и воспитании.
Принципы индивидуальной работы установление и развитие деловых и межличностных контактов на уровне учитель – ученик – класс; уважение самооценки личности ученика; вовлечение ученика во все виды деятельности для выявления его способностей и качеств его характера; постоянное усложнение и повышение требовательности к ученику в ходе избранной деятельности; создание психологической почвы и стимулирование самообучения и самовоспитания, что является наиболее эффективным средством реализации программы обучения и воспитания.
Этапы индивидуальной работы с детьми 1. изучение основы личностно-ориентированного воспитания, организация совместной коллективной деятельности, диагностирование личности каждого ребенка (первый этап); 2. наблюдение и изучение учащихся в ходе разнообразной деятельности: учебно- познавательной, трудовой, игровой, спортивной, творческой. 3. на третьем этапе индивидуальной работы на основе установленного уровня воспитанности учащегося проектируется развитие ценностных ориентацией, личностных свойств и качеств ученика. Проектирование развития личности основывается на сравнении наличного уровня воспитанности учащегося с его идеалом и осуществляется в процессе составления дифференцированных и индивидуальных программ воспитания и самовоспитания ребенка. 4. дальнейшее изучение учащегося, проектирование его поведения и отношений в различных ситуациях. Для данного этапа характерно использование общих методов обучения и воспитания, вместе с тем широко применяются методы индивидуального педагогического воздействия: требования, перспектива, общественное мнение, поощрение и наказание; 5. корректирование. Коррекция – это способ педагогического воздействия на личность, в ходе которого изменяется развитие личности, закрепляются позитивные или преодолеваются негативные качества. Наиболее эффективными методами и приемами корректирования являются наблюдение и самонаблюдение, анализ и оценка, самооценка и переоценка, контроль и самоконтроль. Все эти методы и приемы используются в комплексе, уточняя, дополняя полученные данные и результаты индивидуальной работы с учащимися.
Личностно-ориентированное образование и воспитание подразумевает ориентацию на обучение, воспитание и развитие всех учащихся с учетом их индивидуальных особенностей: возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных; образовательных потребностей, ориентацию на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику; выделение групп детей по знаниям, способностям; распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, профессиональной направленности; отношение к каждому ребёнку как к уникальности.
Содержание личностно ориентированного воспитания должно включать в себя следующие компоненты: аксиологический - имеет целью введение учащихся в мир ценностей и оказание им помощи в выборе личностно значимой системы ценностных ориентации; когнитивный - обеспечивает учащихся системой научных знаний о человеке, культуре, истории, природе, ноосфере как основе духовного развития.; деятельностно-творческий - имеет целью формирование у учащихся разнообразных способов деятельности творческих способностей; личностный (как системообразующий) - обеспечивает самопознание, развитие рефлексивных способностей, овладение способами саморегуляции и самоопределения, формирование жизненной позиции. Особое внимание уделяем А) созданию воспитывающего пространства: системе ученического самоуправления, КТД, научно-исследовательской деятельности, спортивно-массовой, культурологической работы; Б) личности современного воспитателя
Воспитание, формирование личности ребенка осуществляется каждый день в будничной жизни. Поэтому очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьника стала разнообразной, содержательной и строилась на основе самых высоких нравственных отношений. Радостным для школьника должен стать сам процесс приобретения новых знаний, познания мира с трудностями, успехами и неудачами. Ни с чем несравнимую радость доставляют общение с товарищами, приобретение друзей, коллективные дела, игры, совместные переживания, приобщение к труду и общественно-полезной деятельности.