Нравственные категории и добродетели Урок обществознания в 11 классе
Соотношение морали и нравственности Вспомнить, как соотносятся понятия «мораль» и «нравственность». ? Моральное поведение ? Нравственная личность
Нравственные категории добро милосердие стыд совестьдолг
Знаток человеческих душ В.П.Астафьев – писатель - психолог. В его произведениях отражается различный спектр характеров и образцов поведения людей. Пример развития нравственных качеств в человеке – характеры и судьба героев рассказов «Бери да помни», «Солдат и мать»
Практическое задание Выявление развития нравственных категорий в характеристике личности героев. Арсений Каурин Анфиса«фашистка»солдат
Работа в группах Класс делится на 5 групп: 1 группа – характеристика Арсения 2 группа – характеристика Анфисы 3 группа – характеристика несчастной матери 4 группа – характеристика солдата 5 группа – эксперты.
Инструкция (1 - 4 группы) Используя текст рассказов, проанализировать художественные характеристики героев. Исследуемые параметры – наличие нравственных категорий в образе личности: долг, милосердие, стыд, совесть. Фрагментами текста произведений доказать факт развития нравственных качеств заданных личностей.
Защита групповой работы Примерные характеристики: Нравственные категории Герои рассказов Стыд, совестьКаурин Стыд, доброФиса Милосердие, добро, совесть Солдат Совесть, долгМать солдата Эксперты оценивают соответствие выявленных параметров доказательствами из текста произведений.
Критерии нравственной оценки личности Какие нравственные качества прослеживаются в личности героев? Почему герой поступил именно так, а не иначе? Влияние нравственных категорий на поведение и личность героев. Какие последствия морального выбора героев можно спрогнозировать в их дальнейшей судьбе?
Синквейн – характеристика понравившегося героя Правила написания синквейна: В первой строчке записывается ключевое слово темы (существительное). Описание темы в 2 словах (прилагательные). Описание действий в рамках темы в 3 слова (глаголы). Фраза из 4 слов, показывающая отношение к теме. Синоним теме.
Домашнее задание Написать эссе по предложенным высказываниям: «Нравственная сила, как и мысль, безгранична». (О. Бальзак) «О нравственных качествах человека нужно судить не по отдельным его усилиям, а по его повседневной жизни». (Б. Паскаль) «Лучшие люди познаются высшим нравственным развитием и высшим нравственным влиянием». (Достоевский Ф. М) «Если даже ты наедине с собой, не говори и не делай ничего дурного. Учись гораздо более стыдиться самого себя, чем других». (Демокрит) «Всё перемелется. Отойдут люди сердцем и простят тех, кто прощения заслуживает» (В.П.Астафьев) «Бери да помни» (В.П.Астафьев)
В.П.Астафьев – «Писатель с ясной памятью и необыкновенной наблюдательностью, сочинитель, выдумщик, фантазер, озабоченный, однако, вечной думой о тайне нашего бытия». В.Н.Бараков