У РОКОВОЙ ЧЕРТЫ Выполнил: учитель истории и обществознания МОУ Камышинская средняя школа Чебаков В.Д.
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС УРОКА: экологический кризис или катастрофа.
Задачи: - умение сравнивать, анализировать, выявлять, работать с текстами; - формирование эстетического отношения к природе; - умение работать в парах; - умение ставить проблемные вопросы и решать проблемные ситуации.
«Дорога цивилизации вымощена консервными банками» А.Моравиа (1907 – 1990гг.) -итальянский писатель
ПЕРЕЧИСЛИТЕ НА ЛИСТАХ ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ ТЕМЫ: - природа; - природа; - общество; - общество; - зона экологического кризиса; - зона экологического кризиса; - экологический кризис; - экологический кризис; - ноосфера; - ноосфера; - невозобновляемые природные ресурсы; - невозобновляемые природные ресурсы;
Слова, где есть общая часть РОК - рок; - рок; -урок; -урок; - срок; - срок; - впрок; - впрок; - пророк; - пророк; Задание: используя вышеперечисленные понятия, составить текст, характеризующий состояние природы. Задание: используя вышеперечисленные понятия, составить текст, характеризующий состояние природы.
ВОТ НЕКОТОРЫЕ ФАКТЫ: - за минувшее 25 – летие глобальное потребление древесины удвоилось; - за минувшее 25 – летие глобальное потребление древесины удвоилось; - расход бумаги увеличился в 6 раз; - расход бумаги увеличился в 6 раз; - вылов рыбы увеличился на 500%; - вылов рыбы увеличился на 500%; - вырубается и погибает от пожаров – 11 млн. га леса; - вырубается и погибает от пожаров – 11 млн. га леса; - стремительный рост числа видов растений и животных, занесённых в Красную Книгу; - стремительный рост числа видов растений и животных, занесённых в Красную Книгу; КАКИЕ ещё факты Вы могли бы привести на примере родного края? КАКИЕ ещё факты Вы могли бы привести на примере родного края?
Губительное отношение к природе
Задача 1.. Распределите по степени значимости следующие причины экологического кризиса: Распределите по степени значимости следующие причины экологического кризиса: А) бизнес и индустрия ( забота только о производстве); А) бизнес и индустрия ( забота только о производстве); Б) равнодушие населения к экологическим проблемам; Б) равнодушие населения к экологическим проблемам; В) перенаселение; В) перенаселение; Г) плохие технологии; Г) плохие технологии; Д) расточительное отношение к ресурсам; Д) расточительное отношение к ресурсам; Е) бедность стран «третьего мира»: решение продовольственной проблемы за счёт «химического» отношения к природе. Е) бедность стран «третьего мира»: решение продовольственной проблемы за счёт «химического» отношения к природе.
Задача 2. Определите, что из перечисленного относится к причинам, а что к последствиям экологического кризиса: Определите, что из перечисленного относится к причинам, а что к последствиям экологического кризиса: А) ухудшение среды обитания человека; А) ухудшение среды обитания человека; Б) грубые механические приёмы земледелия; Б) грубые механические приёмы земледелия; В) нерациональное использование ресурсов; В) нерациональное использование ресурсов; Г) исчезновение многих видов животных и растений; Г) исчезновение многих видов животных и растений; Д) потребительское отношение к природе; Д) потребительское отношение к природе; Е) увеличение промышленных отходов; Е) увеличение промышленных отходов; Ж) рост наследственных заболеваний. Ж) рост наследственных заболеваний.
последствия неразумного отношения к природе последствия неразумного отношения к природе
ДИСКУССИЯ: Некоторые учёные считают, что возможны три варианта развития общества в условиях нынешнего экологического кризиса. Некоторые учёные считают, что возможны три варианта развития общества в условиях нынешнего экологического кризиса. А) Военный: «ядерная зима» с полным уничтожением людей и большинства живых организмов на Земле; А) Военный: «ядерная зима» с полным уничтожением людей и большинства живых организмов на Земле; Б) Продолжение неуправляемого развития. После достижения точки максимума пойдёт реакция саморазрушения. Все показатели общественного развития – технические, демографические, культурные – пойдут резко вниз; Б) Продолжение неуправляемого развития. После достижения точки максимума пойдёт реакция саморазрушения. Все показатели общественного развития – технические, демографические, культурные – пойдут резко вниз; В) Начнётся процесс постепенного торможения индустриального роста. Начнут сокращаться объёмы и масштабы материального производства во всём мире; В) Начнётся процесс постепенного торможения индустриального роста. Начнут сокращаться объёмы и масштабы материального производства во всём мире; Г) Предложите свой вариант. Г) Предложите свой вариант.
ПОНЯТИЯ: - ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС; - ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА; - КРИЗИС – это такое состояние окружающей среды, которое угрожает биосфере и человеку; - КРИЗИС – это такое состояние окружающей среды, которое угрожает биосфере и человеку; -А что будет означать понятие «экологическая катастрофа»? -А что будет означать понятие «экологическая катастрофа»?
ЗАДАНИЕ: Что из нижеперечисленного по своим последствиям относится к экологическому кризису, а что к катастрофе: А) Авария на Чернобыльской АЭС; А) Авария на Чернобыльской АЭС; Б) разлив нефти у берегов Японии в результате аварии на танкере «Находка»; Б) разлив нефти у берегов Японии в результате аварии на танкере «Находка»; В) загрязнение вредными сбросами Москвы – реки; В) загрязнение вредными сбросами Москвы – реки; Г) пересыхание Арала; Г) пересыхание Арала; Д) значительное превышение норм содержания токсичных веществ в воздухе крупных городов. Д) значительное превышение норм содержания токсичных веществ в воздухе крупных городов. Приведите свои примеры экологического кризиса и экологической катастрофы. Приведите свои примеры экологического кризиса и экологической катастрофы.
ВЫВОД: Имеются явления характеризующие как кризис, так и явления, характеризующие катастрофу Имеются явления характеризующие как кризис, так и явления, характеризующие катастрофу
Пути выхода из кризиса. Выполните тест Выполните тест Решение выхода из экологического кризиса можно найти: Решение выхода из экологического кризиса можно найти: А) отказавшись от использования природных ресурсов; А) отказавшись от использования природных ресурсов; Б)сокращение промышленного производства; Б)сокращение промышленного производства; В) принятие ужесточающих законов за загрязнение и нерациональное использование природных ресурсов; В) принятие ужесточающих законов за загрязнение и нерациональное использование природных ресурсов; Г) введение воспитания экологической культуры в семье и в школе; Г) введение воспитания экологической культуры в семье и в школе; Д) предложите своё. Д) предложите своё.
«Только от нравственности человечества зависит отношение человечества к окружающему его миру, к природе в частности» Д.С. Лихачёв
«Берегите эти земли, эти воды, Каждую былиночку любя, Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя»
Домашнее задание: Содержание § 9; знать термины, понятия этой темы; Творческие задания (одно из заданий): - продумать программу – презентацию «Чем я могу помочь природе выйти из кризиса»; - сочинение – рассуждение «Природа – кладовая жизни человека, я хочу тебе помочь».
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: Учебное пособие «Введение в обществознание. 8 – 9 классы», М., «Просвещение», 2006г. под ред. Л.Н.Боголюбова; §9, стр. 52 – 56. Учебное пособие «Введение в обществознание. 8 – 9 классы», М., «Просвещение», 2006г. под ред. Л.Н.Боголюбова; §9, стр. 52 – 56. Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание» 8 – 9 кл., М., «Просвещение» 2009г., под ред. Л.Н.Боголюбова, урок – 12, стр. 42 Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание» 8 – 9 кл., М., «Просвещение» 2009г., под ред. Л.Н.Боголюбова, урок – 12, стр. 42.«Обществознание» Глобальный мир в XXI веке, 11 класс, Книга для учителя, М., «Просвещение» 2009г. под ред. Л.В.Полякова, стр. 188 – 191;.«Обществознание» Глобальный мир в XXI веке, 11 класс, Книга для учителя, М., «Просвещение» 2009г. под ред. Л.В.Полякова, стр. 188 – 191; «Земля родная» Д.С.Лихачёв., М., «Просвещение», «Земля родная» Д.С.Лихачёв., М., «Просвещение», 1983г., «Экология культуры» стр. 82 – 133; 1983г., «Экология культуры» стр. 82 – 133; Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание» 8 – 9 классы, под ред. Л.Н.Боголюбова, А Т. Кинкулькина, М. «Просвещение», 2007г., стр. 26 – 30; Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание» 8 – 9 классы, под ред. Л.Н.Боголюбова, А Т. Кинкулькина, М. «Просвещение», 2007г., стр. 26 – 30; «Рабочая тетрадь» по курсу «Ведение в обществознание» 8 кл., М., «Просвещение», 2008г. авт. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф. Иванова, «Рабочая тетрадь» по курсу «Ведение в обществознание» 8 кл., М., «Просвещение», 2008г. авт. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф. Иванова, А.Ю.Лазебникова, стр. 21 – 23, к уроку «У роковой черты» А.Ю.Лазебникова, стр. 21 – 23, к уроку «У роковой черты» Вырезки из СМИ «Аргументы и факты», «Советская Сибирь» Вырезки из СМИ «Аргументы и факты», «Советская Сибирь» ИНТЕРНЕТ - ресурсы ИНТЕРНЕТ - ресурсы