Краткий сравнительный анализ стандартов первого и второго поколения
СТАНДАРТ первого поколения фиксированные требования к уровню подготовки выпускников обязательный минимум содержания, освоение которого обеспечит достижение планируемых образовательных результатов.
СТАНДАРТ второго поколения информационно-образовательная среда: педагогические кадры; материально-техническое обеспечение; финансово-экономическое обеспечение; информационное обеспечение.
три Т требования к структуре основных общеобразовательных программ, требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ.
Образовательные результаты: Раньше: предметные результаты Теперь: операциональные, личностные результаты, определяющие мотивацию, направленность деятельности человека.
Два назначения современного стандарта Предметная часть результатов проверяется на уровне индивидуальной аттестации обучающегося. Личностная часть является предметом анализа и оценки массовых социологических исследований.
Причины «неуспешности» первых стандартов Невозможно обсуждение и тем более утверждение стандарта в котором расписаны конкретные образовательные результаты по всем предметам широкой общественностью. Что такое хорошее образование, что такое качественное образование, что такое успешность человека, что такое образовательные результаты, обеспечивающие эту успешность?
Рассматривая функции стандарта второго поколения, следует отметить, что есть функции, которые инвариантны и имеют непреходящее значение. А есть изменяющиеся и новые функции.
Основная функция стандартов первого поколения они были введены как временные, остановили развал образовательной системы, образовательного пространства того времени.
Новые функции стандарта второго поколения 1.Система образования получает новые приоритеты, новые задачи: формирование российской (гражданской) идентичности; гуманизация образования и всей школьной деятельности; обеспечение сочетаемости, сопоставимости российской и передовых зарубежных систем общего образования и др.
Новые функции стандарта второго поколения 2.В структуре стандарта появились требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ. 3. Требования к структуре основных образовательных программ – это требования к организации образовательного процесса.