Мотивация учебной деятельности студентов
Основные мотивы поступления в вуз желание находиться в кругу студенческой молодежи, большое общественное значение профессии и широкая сфера ее применения, соответствие профессии интересам и склонностям творческие возможности профессии
Юноши и девушки: различия Девушки отмечают (по результатам разных иссл-ий) : большую общественную значимость профессии, широкую сферу ее применения, возможность работать в крупных городах и научных центрах, желание участвовать в студенческой художественной самодеятельности, хорошую материальную обеспеченность профессии.
Юноши и девушки: различия Юноши чаще отмечают, что: выбираемая профессия отвечает интересам и склонностям, продолжает семейные традиции, Возможность отсрочить или избежать службы в армии.
Учебные мотивы Ведущие: «профессиональные», «личного престижа». Менее значимы: «прагматические» (получить диплом о высшем образовании) и «познавательные». 1 курс: «профессиональный», 2 курс: «личного престижа», 3 и 4 курсы:«профессиональный» + «личного престижа» На 4 курсе добавляется ещё и «прагматический».
«Профессиональный» и «познавательный» мотивы в большей степени влияют на успешность обучения. «Прагматические» мотивы в основном ха- рактерны для слабоуспевающих студентов. (А.Н. Печников, Г.А.Мухина; М.В. Вовчик- Блакитная; Ф.М. Рахматуллина и др.)
Исследования последних лет показывают, что высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей. Однако, в обратном направлении этот фактор не срабатывает – высокий уровень способностей не может компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность (А.А. Реан)
А.И. Гебос выделены факторы (условия), способствующие формированию у студентов положительного мотива к учению: осознание ближайших и конечных целей обучения; осознание теоретической и практической значимости усваиваемых знаний; эмоциональная форма изложения учебного материала;
показ «перспективных линий» в развитии научных понятий; профессиональная направленность учебной деятельности; выбор заданий, создающих проблемные ситуации в структуре учебной деятельности; наличие любознательности и «познавательного психологического климата» в учебной группе.
Для успешной учёбы фактор мотивации является более важным, чем фактор интеллекта. Успехи в учёбе не обнаруживают тесной и достоверной связи с уровнем интеллекта студентов. По уровню мотивации сильные и слабые студенты различаются.
Сильные студенты: потребность в освоении профессии на высоком уровне, ориентированность на получение прочных профессиональных знаний и практических навыков. Слабые студенты: избежать осуждения, наказания за плохую учёбу, не лишиться стипендии и проч. - в структуре мотивации преимущественно внешние мотиваторы.
Осознание высокой значимости мотива учения для успешной учёбы привело к формированию принципа мотивационного обеспечения учебного процесса (О.С. Гребенюк,1983г.). В ряде исследований бало обнаружено, что в процессе обучения в вузе сила мотива учения и освоения выбранной специальности снижается. Это обусловлено: Неудовлетворительными перспективами работы, Недостатками в организации учебного процесса, быта и досуга, Недостатками в воспитательной работе.