Ключевые компетенции в обучении химии и биологии. Из опыта работы учителя химии и биологии Жигачевой Ольги Ивановны МОУ Суминской СОШ
.
Основные понятия: 1)Компетентность – это характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности его действий, направленных на разрешение определённого круга значимых для данного сообщества задач. 2)Компетентный – знающий, сведущий, обладающий компетенцией. 3)Компетенция – это способность делать что-либо хорошо или эффективно. 4)Ключевые компетенции – важные компетенции, которые используются во многих жизненных сферах и служат залогом жизненного успеха и эффективного функционирования в обществе
Ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования. Из многообразия современных образовательных технологий, как ведущую технологию я выбрала исследовательскую. Реализация технологии идет через проведение уроков-исследований, исследовательских практикумов, домашних практических работ и внеурочной исследовательской работы.
На уроках-исследованиях ставлю две цели: обучение предмету (дидактическая) и обучение исследовательской деятельности (педагогическая). ЗадачиУмения, навыкиФормируемые компетенции Приобретение учащимися общеучебных умений Работать с учебником, составлять таблицы, оформлять наблюдения, формулировать мысли во внутренней и внешней речи, осуществлять самоконтроль, проводить самоанализ и т.д. Общение, саморазвитие, информационные компетенции Приобретение учащимися специальных умений Усвоение фактического материала по предмету Предметные компетенции Приобретение учащимися интеллектуальных умений Анализировать, сравнивать, обобщать, и т.д. Решение проблем, саморазвитие Приобретение учащимися исследовательских знаний и умений Выделять проблемы, формулировать гипотезы, планировать эксперимент в соответствии с гипотезой, интегрировать данные, делать выводы Решение проблем, саморазвитие, сотрудничество
По содержанию элементов исследовательской деятельности использую следующие типы уроков: уроки по выбору темы и метода исследования, по выработке умения формулировать цель исследования, уроки с проведением эксперимента, работа с источниками информации, заслушивание сообщений, защита рефератов и т.д.
Возрастные группы учащихся и уровни уроков-исследований. 1 уровень начальный 6-9 класс. Обучение исследованию 2 уровень продвинутый 9-10 класс. Обучающее исследование 3 уровень высший класс. Творческое исследование
На уроках-исследованиях использую разнообразные формы обучения учащихся: индивидуальную, групповую, парную, коллективную.
Ведущие методы и формы обучения: 1. Вводное повторение - уроки-беседы 2. Изучение нового материала -уроки-лекции, исследования (с элементами исследования), уроки-конференции. 3. Развивающее закрепление -уроки-исследования (с элементами исследования),расследования, семинары, урок-игра, интегрированные, практические работы, уроки решения задач. 4. Обобщающее повторение -уроки-конференции, семинары, уроки-консультации, исследовательские практикумы, игровые уроки. 5. Контроль- контрольная работа, разноуровневое тестирование, компьютерное тестирование, защита проекта. 6. Коррекция - уроки-беседы, уроки-консультации
Внеурочная деятельность школьников только тогда будет влиять на развитие их компетенций, если она тесно взаимосвязана с ведущей деятельностью – учебно- познавательной.
учебный год «Состояние зеленых насаждений на пробной площади» Тюрина Е. 9 класс МОУ Москвинская ООШ диплом 2 степени учебный год «Влияние света на рост и развитие березы» Уварова А. 7 класс МОУ Суминская СОШ диплом 3 степени «Озеленение школьного двора» Богачева А.7 класс МОУ Суминская СОШ благодарность
Информационные технологии – неотъемлемая часть современной жизни. На моих уроках формирование информационной компетенции учащихся занимает одно из ведущих мест. Предлагаю учащимся использовать компьютерные программы при подготовке выступлений, докладов, творческих работ.
В целом, делать окончательные выводы об эффективности внедрения ключевых компетенций можно будет по прошествии определенного времени, когда развитые компетенции помогут выпускнику реализовать себя в профессиональной и социальной сферах.
Разработанная мною структура процесса обучения позволяет формировать кроме предметных и ключевые компетенции выпускников школы, такие как: коммуникативная, информационная, социальная. Это подтверждается устойчивым ростом учебной результативности, ежегодным выбором учащихся 9 классов экзамена по биологии.
Учебный год Количество учащихся (9 класс) Результат % (ГИА) 250%
Цель современного учителя: выучить детей, которые будут компетентными, которые могут поставить задачу, самостоятельно принять необходимые меры для её решения и добиться их выполнения. Всему этому должны их научить мы с вами, а это возможно лишь тогда, когда мы сами будем компетентны в своей профессиональной деятельности.