Использование опорных схем на уроках русского языка- один из способов формирования информационных и коммуникативных компетентностей Учитель русского языка и литературы МОУ гимназии 1 Дернова Галина Александровна
Цель работы: повышение интереса к предмету и повышение качества знаний учащихся. Задачи: Скрытые возможности зрительной памяти позволят быстрее запомнить правила и лучше ориентироваться в них. Таблицы закрепляют представления о составе слова, частях речи, членах предложения. Применение опорных схем на уроках русского языка способствует формированию информационных и коммуникативных компетентностей.
Запоминание объёмных правил облегчают таблицы в виде схем, ребятам нравится такая обработка информации. Ученик представляет, что ему нужно знать и уметь, как применять данные правила на практике.
Данная технология является здоровьесберегающей, так как устраняет негативные стороны традиционного обучения (заучивание больших правил, затем их применение).
Система схем и таблиц помогает наиболее эффективно обобщить курс русского языка. Все правила в опорных конспектах объединены следующим образом: орфограммы в приставках, корнях, суффиксах, окончаниях, а далее даны основные правила с использованием опорных схем с учётом части речи.
Тематика работ в опорном конспекте у учащихся. Фонетика. Орфограммы в приставках. Орфограмма в корне слова. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. Наречие. Числительное. Местоимение. Деепричастие. Причастие. Междометие. Синтаксис простого и сложного предложений. Типы речи, стили речи. Художественные средства языка.
Правописание приставок Пишутся традиционно В- Пере- С- Пред- На- За- Про- Под- Над- По-
Пре-при Пре- 1.В значении очень. 2.Близко по значению к приставке пере- При- в значении приближение присоединение неполнота действия нахождение вблизи
Приставки на з-с З пишется, если после приставки стоит звонкий согласный. С пишется, если после приставки стоит глухой согласный.
Раз-роз, рас-рос. Рассказывать Россказни Разыскать Розыск
Пол-полу пол-апельсина пол-лимона пол-Москвы полвагона полумесяц
В 9-ом классе, когда необходимо показать свои знания на итоговой государственной аттестации, мы выделяем в опорных схемах каждый блок, необходимый для применения множества правил при выполнении тестовой работы. «Правописание приставок»- это в КИМах на ГИА задание В-2.
В КИМах на ГИА- это задание В-4.
В КИМах на ГИА-это задание В-9, В-12.
Преимущества использования данных схем: скрытые возможности зрительной памяти позволят быстрее запомнить правила и лучше ориентироваться в них; таблицы закрепляют представления о составе слова, частях речи, членах предложения; алгоритм, в виде которого изложено каждое правило, ускорит поиск верного ответа; это, своего рода, индивидуальная «карта грамотности» каждого учащегося.