Технология формирования критического мышления в преподавании дисциплин информационного цикла О.Н.Шилова, каф.ЭКСО РГПУ им.А.И.Герцена
Главный вопрос: Для чего технология формирования КМ используется в преподавании дисциплин информационного цикла?
Критическое мышление (КМ) От греческого «kritike» - оценка, разбор, обсуждение. Критическое мышление понимается как творческое, альтернативное, конструктивное, которое с педагогической точки зрения способствует активному и интерактивному процессу познания.
Критический тип мышления: Помогает человеку определять приоритеты в личной и профессиональной жизни; Предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор; Повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией.
Базовая модель технологии формирования КМ (этапы): 1.Вызов (актуализация)Вызов (актуализация) 2.Реализация (осмысление)Реализация (осмысление) 3.Рефлексия (размышление)Рефлексия (размышление)
Этап вызова Процесс актуализации имеющихся знаний и представлений о предмете изучения. Сочетание индивидуальной и групповой форм работы. Активизация и формирование познавательного интереса, определение целей дальнейшей учебной деятельности.
Этап осмысления Процесс контакта с новой информацией. Использование приемов помощи самостоятельно отслеживать эффективность образовательного процесса. Систематизация сведений, соотнесение их с собственными знаниями.
Этап рефлексии Целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации. Выработка собственного отношения к изучаемому материалу, выявление еще непознанного (новый вызов). Овладение различными способами интегрирования информации, формирование умений вырабатывать собственное мнение, строить умозаключения, выражать мысли ясно и корректно по отношению к окружающим.
Методический аспект технологии формирования КМ Технология представляет собой систему стратегий, объединяющих приемы учебной работы по видам учебной деятельности. Базовая модель (вызов-реализация- рефлексия) задает логику построения занятия, последовательность и способы сочетания конкретных технологических приемов.
Лекции Создание понятийно-терминологической карты (шаблон дается) Построение денотатных графов Построение кластеров Заполнение таблицы «толстых» и «тонких» вопросов Таблица ЗХУ (Знаю, Хочу узнать, Узнал) Сводные таблицы Сравнительные таблицы
Практические занятия Портфолио (портфель, учебная папка…) используется как: Инструмент, используемый при обсуждении результатов обучения; Возможность рефлексии своей работы; Возможность подготовки и обоснования будущей деятельности; Возможность устанавливать связи между предыдущим и новым знанием.
Состав портфолио: 1.Результаты входных и выходных тестов; 2.Результаты проверочных заданий; 3.Выполненные практические работы; 4.Собственные проекты (с указанием возможности использования); 5.Критерии оценки проектов; 6.Листы самооценки; 7.Оценки однокурсников; 8.Оценка преподавателя (письмо); 9.Письмо преподавателю.
ДЛЯ: Освоения содержания дисциплины Формирования информационной культуры Формирования культуры самостоятельной работы Эффективного осмысления вопросов будущей профессиональной деятельности
Галактионова Т.Г., Заир-Бек С.И., Загашев И.О. и др. Современный студент в поле информации и коммуникации: Учебно-методическое пособие для слушателей семинара «Новые педагогические технологии в высшей школе». – СПб., PETROC, 2000.
Спасибо за внимание Санкт-Петербург, 2002