Идея эксперимента «Портфолио ученика» - научить ребенка обобщать свой опыт, подытоживать знания, уметь «презентовать себя».
Портфолио – индивидуальная папка ученика, в которой фиксируется, накапливаются, оцениваются в старших классах его достижения в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной, коммуникативной) за определенный период времени. В начальной школе с 1 класса по 4 класс. Можно начать и накопление в детском саду.
Форма портфолио – файловая папка с вкладышем, где размещаются листы формата А4
Титульная страница – наименование образовательного учреждения, юридический адрес, имя ученика, класс, период создания портфолио (дата начала и окончания), имя учителя. Собственно содержание портфолио ученика – обоснование выбора курса, анализ собственных результатов по одному из курсов; записи, доклады, рефераты, творческие, олимпиадные работы.
Разделы портфолио для учащихся 1. Знакомьтесь, это я! 2. Папка регалий (дипломы, отзывы, удостоверения, грамоты, свидетельства) 3. Мои результаты (участие в классных, городских, республиканских мероприятиях) 4. Помощь по дому (что об этом думают родители) 5. Творческие работы 6. Здоровый образ жизни (соблюдения режима дня, зарядка по утрам, спортивные успехи) 7. Общественная работа 8. Школьное научное общество (дополнительное образование вне школы) Портфолио ученика включает в себя работы, выполненные как в урочное, так и во внеурочное время. Учет документов, входящих в портфолио, осуществляет классный руководитель 9. Мониторинг успеваемости учащегося.
Портфолио используется в качестве одного из механизмов аттестации выпускников основной школы и организации поступления в старшую профильную школу. Сбор документов и материалов для портфолио, т.е. папки (портфеля) личных достижений, является весьма ответственным делом, а при его создании могут оказать помощь педагог- организатор, педагог дополнительного образования, библиотекарь, медработник.
Положительные стороны введения портфолио ученика в рамках предпрофильной школы 1. Портфолио предназначается для демонстрации, анализа и оценки, для развития рефлексии, для осознания и оценки результатов деятельности, для осознания собственной субъектной позиции 2. Позволяет демонстрировать результаты деятельности по сравнению с предыдущими результатами. 3. Включение личности педагога совместно с учащимися в практическую деятельность освоения технологии работы с портфолио. 4. Выработка ответственности 5. Обучение проекторной деятельности учащихся. 6. Обучение обобщению своего опыта, подытоживанию знаний 7. Обучение умению «презентовать себя» 8. Ученик в рамках работы по данной технологии является субъектом своей деятельности.
Противоречия внедрения портфолио 1. Оценивать оцененного ребенка 2. Индивидуальность и ответственность 3. Добровольные мероприятия 4. Несоответствие грамотного выбора профиля. 5. Очередная нагрузка на учителя, на классного руководителя. 6 Возможность скачать портфолио по определенному профилю за умеренную плату из Интернета. 7. Недостаточное финансирование для поддержки и поощрения педагогов-новаторов. 8. Недостаточность обеспечения школы хорошими учебными пособиями и инвентарем.
Вывод Бабаева Ю.Д., психолог, считает: «Система школьного оценивания нуждается в модернизации, о чем неоднократно говорилось, - и только затем на подготовленную почву можно «сажать» новые идеи и формы».
Желаю Вам успехов и надеюсь, что предлагаемые рекомендации помогут в оформлении портфолио учащихся и класса.