Актовая лекция Лекция (далее Л.) (от лат. lectio чтение) систематическое, последовательное изложение учебного материала, какого-либо вопроса, темы, раздела, предмета, методов науки. Различают Л. учебные и публичные. Учебная Л. одна из основных форм учебного процесса и один из основных методов преподавания в вузе. Публичные Л. - эпизодические и цикловые одна из основных форм пропаганды и распространения политических и научных знаний в системе культурно- просветительской работы.
Актовая лекция Исторически сложилось так, что лекция, как правило, состоит из трех частей: вступления (введения), изложения и заключения. Вступление (введение) определяет тему, план и цель лекции. Оно призвано заинтересовать и настроить аудиторию, сообщить, в чём заключается предмет лекции и её актуальность, основная идея (проблема, центральный вопрос). Введение должно быть кратким и целенаправленным. Изложение основная часть лекции, в которой реализуется научное содержание темы, ставятся все узловые вопросы, приводится вся система доказательств с использованием наиболее целесообразных методических приемов. В ходе изложения применяются все формы и способы суждения, аргументации и доказательства. Каждое теоретическое положение должно быть обосновано и доказано, приводимые формулировки и определения должны быть четкими, насыщенными глубоким содержанием. Все доказательства и разъяснения направлены на достижение поставленной цели, раскрытие основной идеи, содержания и научных выводов. Каждый учебный вопрос заканчивается краткими выводами, логически подводящими к следующему вопросу лекции. Заключение обобщает в кратких формулировках основные идеи лекции, логически завершая её.
Особенности конкурсной актовой лекции Актуальные проблемы образования, педагогики Почему это проблема? (история проблемы, за и против, преодоление негатива, преимущества и значимость решения проблемы) Необходимо заинтересовать большую аудиторию (учащиеся, родители, учителя, методисты, администрация ОУ) Не пересказывать проблему, а поделиться собственными представлениями, взглядами, убеждениями, возникшими в результате анализа
Особенности конкурсной актовой лекции Выбрать реальную проблему, которую может решить учитель, ученик, методист, директор… Необходимо продемонстрировать современный подход к решению проблемы Комиссию интересует кульминационный момент вашей воспитательной деятельности! Презентация (не более 7-8 слайдов) фиксирует тезисы
Требования к презентации комбинация фона и цвета текста текста – немного форматирование – одинаковое шрифт min 12 – max.80 не более 7 объектов на 1 слайде последний слайд – положительные эмоции!!!
Требования к лектору Свободное владение тематическим и контекстным материалом выступления Степень использования опорных материалов при чтении лекции (обращение к конспекту или тексту лекций, свободное владение материалом) Внешний вид манера поведения, умение держаться перед аудиторией Контакт с аудиторией (хороший, недостаточный, отсутствует) Убеждённость Эмоциональность, манера чтения (живая, увлекательная, монотонная, скучная) Речевые данные, дикция Культура речи: правильная речь, соответствующая нормам языка речь, правильно интонированная, образная Культура общения с аудиторией: доброжелательность интерес к ее запросам отношение лектора к слушателям (внимательное, в меру требовательное, равнодушное и т.п.
Требования к лектору Нескрываемый интерес к рассматриваемой проблеме! Лидерские качества личности: уверенность в себе отсутствие страха перед аудиторией способность убеждать умение защищать свою позицию
Этапы (ступени) подготовки: 1. Анализ и отбор «ключевого», основного материала, который составляет логическое ядро курса. 2. Выбор основных проблем и трансформация их в проблемные ситуации (опыт показывает, что таких проблем в лекции не должно быть больше 3-4). 3. Продумывание, определение логики и методики разрешения каждой проблемной ситуации. 4. Компоновка всего лекционного содержания в целостную систему знаний и методического обеспечения. 5. «Проигрывание» лекции в слух или «про себя», прогнозирование успешности применения методических приемов, активизации внимания и мышления обучаемых. 6. Коррекция и окончательная подготовка содержания и методического арсенала лекции.