Реализация компетентностного подхода при разработке ООП подготовки бакалавров и магистров: результаты исследования в рамках проекта «Tuning Educational.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Результаты опроса респондентов в рамках проекта «Tuning RUSSIA»
Advertisements

Методология и практические рекомендации по разработке и реализации инновационного образовательного процесса Телешова Ирина Георгиевна Зам.декана экономического.
Компетентностный подход Компетенция – способность и готовность применить знания и умения при решении профессиональных задач в различных областях Компетентность.
Дублинские дескрипторы Для Болонской структуры квалификаций важны так называемые Дублинские дескрипторы. Они предназначены для трех циклов (уровней) высшего.
Система общественно- профессиональной аккредитации Боев О.В., Томский политехнический университет.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА «Настройка образовательных программ в российских вузах» (TUNING Educational Programmes in Russian HEIs) Э.Л.Хабина НИУ ВШЭ 17 марта.
Об опыте разработки Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в Кыргызской Республике Светлана Сирмбард Национальный.
Профиль: «Управление проектом» Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» срок обучения – 4 года Направление подготовки «Менеджмент»
Формирование профессиональных компетенций выпускника высшей школы Пермский государственный технический университет.
Компетентностная модель выпускника в ООП ВПО Компетентностная модель выпускника в ООП ВПО Технологии формирования общекультурных компетенций Технологии.
АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ ФГОУ ВПО СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт экономики, управления и природопользования направление «МЕНЕДЖМЕНТ» ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
«Настройка образовательных программ в российских вузах» (TUNING Educational Programmes in Russian HEIs) Э.Л.Хабина НИУ ВШЭ 17 марта 2011 г.
ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный инженерно- экономический университет» Кафедра экономики и менеджмента недвижимости Особенности современной.
Проблемы соотвествия содержания профессионального стандарта «Педагог» и ФГОС ВО по педагогическим специальностям.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) © Г.Н. Варковецкая, канд. пед. наук, ИПО РАО, 2008.
1 Овчинникова И. Г. Корнещук Н. Г дескрипторов 1) базовые знания в различных областях 2) профессиональные знания 3) информационно - аналитические.
Компетентностный подход в образовании Автор: А.О. Зоткин, к.ф.н., зам. директора по проектной и научно-методической работе ОГКУ РЦРО.
1 Кафедра иностранных языков «Разработка методик использования инновационных технологий обучения, активных и интерактивных форм проведения занятий» Исполнитель.
УМЕНИЯ 21 ВЕКА. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И АДАПТИВНОСТЬ - ПРОЯВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ,ГИБКОСТИ В ЛИЧНЫХ, СЛУЖЕБНЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ДЕЛАХ; ФОРМУЛИРОВАНИЕ.
Ключевые подходы к процессу проектирования образовательной программы магистров Ориентир на формирование компетенций, Внедрение формата ЕСТS (European.
Транксрипт:

Реализация компетентностного подхода при разработке ООП подготовки бакалавров и магистров: результаты исследования в рамках проекта «Tuning Educational Structures in Russia» (2011 г.) Телешова И.Г., Ульянова М.Е., Эченикэ В. Х.,

«Компетенции» формулировка компетенций: ФГОС ВПО: профессиональные стандарты ООП: вузы овладение компетенциями: вузы

Академическое сообщество и работодатели могут сформулировать разные цели и задачи ООП

Результаты исследования в рамках проекта «Tuning Educational Structures in Europe» (2008 г.) компетенцияППСработодателистуденты Владение базовыми фундаментальными знаниями112 Способность к критике и самокритике6910 Исследовательские навыки Способность применять знания на практике523 Способность адаптироваться к новой ситуации745 Умение принимать решение1288 Навыки межличностного общения1456 Элементарные компьютерные навыки16104 Способность к анализу и синтезу231 Способность учиться312 Способность генерировать новые идеи469 Владение устным и письменным родным языком977 Способность работать в междисциплинарных командах Знание второго языка15 14 Толерантность171617

Результаты исследования в рамках проекта «Tuning Educational Structures in Europe» (2008 г.) 15 универсальных компетенций 7 компетенций: Способность к анализу и синтезу, Способность учиться, Способность генерировать новые идеи, Владение устным и письменным родным языком, Способность работать в междисциплинарных командах, Знание второго языка, Толерантность – мнение респондентов совпадает 8 компетенций: Владение базовыми фундаментальными знаниями, Способность к критике и самокритике, Исследовательские навыки, Способность применять знания на практике, Способность адаптироваться к новой ситуации, Умение принимать решение, Навыки межличностного общения, Элементарные компьютерные навыки – мнения респондентов расходятся

Результаты исследования в рамках проекта «Tuning Educational Structures in Russia» (2011 г.) респондентыколичество Всего8869 Профессорско-преподавательский состав2220 работодатели1856 студенты2479 выпускники2414

Результаты исследования в рамках проекта «Tuning Educational Structures in Russia» (2011 г.) ППСРабото- датели Студен- ты Выпуск- ники итого Экономика Менеджмент итого

Результаты исследования в рамках проекта «Tuning Educational Structures in Europe» (2011 г.) 30 универсальных компетенций 15 компетенций : Способность применять знания на практике, Способность определять, формулировать и решать проблемы, Способность находить, обрабатывать и анализировать информацию из разных источников, Способность планировать и распределять свое рабочее время, Навыки межличностного общения, Способность генерировать новые идеи, Способность действовать в соответствии с этическими нормами, Способность мыслить критически, Способность разрабатывать и управлять проектами, Способность действовать в соответствии с принципами социальной ответственности и гражданского сознания, Способность к инновационной деятельности, Способность к критике и самокритике, Понимание и уважение разнообразия и мультикультурности общества, Способность общаться на профессиональные темы с неспециалистами в своей области, Преданность идее охраны окружающей среды – мнение респондентов совпадает 15 компетенций : Знание и понимание предметной области и профессии, Способность к самообразованию, Способность пользоваться информационно-коммуникационными технологиями, Способность работать самостоятельно, Способность к общению в устной и письменной форме на родном языке, Способность к абстрактному мышлению, анализу и синтезу, Способность проводить научные исследования на должном уровне, Способность общаться на иностранном языке, Способность принимать обоснованные решения, Нацеленность на достижение результата, Нацеленность на достижение качества, Способность оценивать и поддерживать качество выполняемой работы, Умение работать в команде, Способность разрешать конфликты и вести переговоры, Ответственное отношение к вопросам безопасности – мнения респондентов расходятся

Результаты исследования в рамках проекта «Tuning Educational Structures in Russia» (2011 г.) экономика, общие компетенции компетенцииППС работодат ели студе нты способность применять знания на практике131 Способность определять, формулировать и решать проблемы244 знание и понимание предметной области и профессии353 нацеленность на достижение результата412 способность к самообразованию51316 Способность находить, обрабатывать и анализировать информацию из разных источников678 нацеленность на достижение качества796 способность принимать обоснованные решения825 способность работать самостоятельно91210 способность пользоваться информационно-коммуникационными технологиями способность планировать и распределять время1167 способность к абстрактному мышлению, анализу и синтезу способность к общению в устной и письменной форме на родном языке способность оценивать и поддерживать качество выпопняемой работы1489 способность к генерированию новых идей1519

Результаты исследования в рамках проекта «Tuning Educational Structures in Russia» (2011 г.) экономика, общие компетенции способность мыслить критически1623 умение работать в команде способность проводить научные исследование на должном уровне навыки межличностного общения способность разрабатывать и управлять проектами способность действовать в соответствии с этическими нормами способность общаться на иностранном языке способность к инновационной деятельности2324 способность к критике и самокритике способность разрешать конфликты и вести переговоры способность действовать в соответствии с принципами социальной ответственности и гражданского сознания26 ответственное отношение к вопросам безопасности понимание и уважение разнообразия и мультикультурности общества2827 способность общаться на профессиональные темы с неспециалистами преданность охране окружающей среды30

Результаты исследования в рамках проекта «Tuning Educational Structures in Russia» (2011 г.) экономика, общие компетенции

Результаты исследования в рамках проекта «Tuning Educational Structures in Russia» (2011 г.) менеджмент, общие компетенции ППСработодателистуденты способность применять знания на практике121 Способность определять, формулировать и решать проблемы234 умение работать в команде343 знание и понимание предметной области и профессии479 нацеленность на достижение результата512 навыки межличностного общения6146 способность планировать и распределять время7810 нацеленность на достижение качества81011 способность принимать обоснованные решения955 способность к общению в устной и письменной форме на родном языке10614 способность к генерированию новых идей способность разрешать конфликты и вести переговоры1297 способность к самообразованию Способность находить, обрабатывать и анализировать информацию из разных источников14128 способность пользоваться информационно-коммуникационными технологиями15 16

Результаты исследования в рамках проекта «Tuning Educational Structures in Russia» (2011 г.) менеджмент, общие компетенции способность работать самостоятельно способность оценивать и поддерживать качество выполняемой работы1713 способность действовать в соответствии с этическими нормами способность к абстрактному мышлению, анализу и синтезу способность разрабатывать и управлять проектами способность к инновационной деятельности способность проводить научные исследование на должном уровне способность действовать в соответствии с принципами социальной ответственности и гражданского сознания ответственное отношение к вопросам безопасности способность мыслить критически2522 способность к критике и самокритике2624 способность общаться на иностранном языке понимание и уважение разнообразия и мультикультурности общества преданность охране окружающей среды способность общаться на профессиональные темы с неспециалистами302528

Результаты исследования в рамках проекта «Tuning Educational Structures in Russia» (2011 г.) менеджмент, общие компетенции

Результаты исследования в рамках проекта «Tuning Educational Structures in Russia» (2011 г.) экономика (профессиональные компетенции, бакалавры) компетенцииППС работода телистуденты Способность четко и ясно применять язык и терминологию экономической науки.111 Способность выявлять достоинства и недостатки моделей и методов экономического анализа.267 понимание и уважение разнообразия и мультикультурности общеста323 Способность к абстрактному мышлению применительно к сложным экономическим системам.4109 Способность поддерживать современный уровень экономических знаний и постоянно повышать свою профессиональную подготовку573 Способность результативно обсуждать экономические доводы со специалистами и не специалистами639 Способность быть активным участником команды при работе в исследовательских проекта742

Результаты исследования в рамках проекта «Tuning Educational Structures in Russia» (2011 г.) экономика (профессиональные компетенции, бакалавры Способность использовать экономическое обоснование для формулирования и оценки экономических рекомендаций и предложений в области политики.886 Способность применять необходимые экономические показатели при разработке и управлении проектами.958 Способность находить необходимые источники и данные, эффективно использовать количественные методы Способность объяснить основы функционирования экономической системы и то, на основе чего принимаются решения субъектами экономических отношений Способность применять необходимые экономические методы и показатели при решении общих экономических задач Способность преподавать экономику в средней школе13911 Способность оценивать работу предприятия с экономической точки зрения.14

Результаты исследования в рамках проекта «Tuning Educational Structures in Russia» (2011 г.) экономика (профессиональные компетенции, бакалавры

Результаты исследования в рамках проекта «Tuning Educational Structures in Russia» (2011 г.) экономика (профессиональные компетенции, магистры) компетенцииППС работо датели студен ты Способность поддерживать современный уровень экономических знаний и постоянно повышать свою профессиональную подготовку.131 Способность четко и ясно применять язык и терминологию экономической науки, а также.таких областей, как отраслевые рынки, финансы, здравоохранение, окружающая среда, труд и занятость, международная торговля и т.п2810 Способность формулировать собственную позицию и отстаивать ее в обсуждениях со специалистами и не специалистами.342 Способность объяснить основы функционирования экономической системы и то, на основе чего принимаются решения субъектами экономических отношений.474 Способность определять и применять необходимые экономические показатели при разработке и управлении проектами529 Способность демонстрировать устойчивое и логически стройное понимание принципов макро и микроэкономики.6105 Способность находить и разрабатывать необходимые источники и данные, эффективно использовать количественные методы718

Результаты исследования в рамках проекта «Tuning Educational Structures in Russia» (2011 г.) экономика (профессиональные компетенции, магистры) Способность к абстрактному мышлению применительно к сложным экономическим системам.897 Способность эффективно применять экономическую логику и методы для изучения специальных областей, таких, как отраслевые рынки, финансы, здравоохранение, окружающая среда, труд и занятость, международная торговля и т.п.966 Способность давать рекомендации по улучшению работы предприятия с экономической точки зрения1053 способность предлагать и отстаивать рекомендации в области социальной и экономической политики11 12 способность предлагать собственные аналитические модели и применять их для решения различных экономических задач12 11 способность руководить исследовательской командой13 Способность преподавать экономику в высшей школе.14

Результаты исследования в рамках проекта «Tuning Educational Structures in Russia» (2011 г.) экономика (профессиональные компетенции, магистры)

ФГОС ВПО компетенции: (20) общекультурные компетенции: 15 – 22 (6) профессиональные компетенции: 16 – 50 (14) бакалаврМагистр направлениеобщекуль- турные профессио- нальные общекуль- турные профессио- нальные экономика менеджмент

Собственные образовательные стандарты МГУ (магистратура) универсальныеПрофессиональ- ные всего Общенауч- ные Инструмен- тальные Систем- ные экономика менеджмент

Вопросы: 1)сопоставимы ли результаты освоения 2-х ООП? 2)почему за 4 года одни выпускники должны/могут овладеть 31 компетенцией, а другие 72 компетенциями? 3)Бакалавры – 4 года – 31 компетенция и Магистры – 2 года – 29 компетенций?

Компетенции и результаты обучения Компетенции - цель образовательной программы Результаты обучения – оценка достижения поставленных целей, т.е. оценка овладения компетенциями

Компетенции по типам: общие, профессиональные по уровням образования: бакалавриат, магистратура

Макрокомпетенции – агрегированные компетенции по типам и уровням для данной предметной области (ключевые компетенции предметной области) Макрокомпетенции – агрегировапнные общие компетенции для группы предметных областей (важно для университетов)

Формулировка мега-компетенций п/п Название компетенциисоставляющие 1.Способность к абстрактному мышлению, анализу и синтезу Способность к созданию новых идей) Способность мыслить критически Способность к критике и самокритике Способность проводить научное исследование на должном уровне 2.Умение работать в командеНавыки межличностного и профессионального общения Способность общаться на иностранном языке Способность пользоваться информационно- коммуникационными технологиями Способность к общению в устной и письменной форме на родном языке Способность общаться на профессиональные темы с неспециалистами в своей области Понимание и уважение разнообразия и мультикультурности общества 3.Способность определять, формулировать и решать проблемы Способность принимать обоснованные решения Способность находить, обрабатывать и анализировать информацию их разных источников

Формулировка мета-компетенций 4.Способность применять знания на практикеСпособность общаться на иностранном языке Знание и понимание предметной области и профессии 5.Способность работать самостоятельноСпособность к самообразованию Способность планировать и распределять свое время 6.Способность действовать в соответствии с принципами социальной ответственности и гражданского сознания Способность действовать в соответствии с этическими нормами Преданность идее охраны окружающей среды Понимание и уважение разнообразия и мультикультурности общества Ответственное отношение к вопросам безопасности 7.Нацеленность на достижение результата и качестваНацеленность на достижение качества 8.Компетенцию 5способность разрабатывать и управлять проектами исключили

Разбивка макрокомпетенций по уровням образования макрокомпетенциибакалавриатмагистратура 1.МК1хх 2.МК2х 3.МК3хх х хх 10МК10х

Компетенция «Умение работать в команде Умение работать в командебакалаврымагистры Навыки межличностного и профессионального общения Способность общаться на иностранном языке Способность пользоваться информационно-коммуникационными технологиями Способность к общению в устной и письменной форме на родном языке Способность общаться на профессиональные темы с неспециалистами в своей области) Понимание и уважение разнообразия и мультикультурности общества Организация работы группы Руководство работой группы

Взаимосвязь макрокомпетенций и модулей М1М2…М5…… МК1хх МК2хх МК3хххх МК10ххх

Образовательный результат ОР –это то, что студент должен быть способен делать, т.е. сможет продемонстрировать по окончанию программы/модуля/дисциплины ОР – должны быть измеряемы, т.к. именно они оцениваются в итоге. ОР каждого модуля/дисциплины должны соотноситься с ОР соответственно программы/модуля

Образовательные результаты Соответствуют целям и задачам программы Описание ОР программы начинается глаголом действия ОР- это не список пожеланий по отношению к студенту, а программа заданных требований к студентам и преподавателям Используются только конкретные глаголы – умеет применять, способен определять и т.д. Небольшой список самых важных ОР. Число образовательных результатов – от 5 до 10

34 Иерархия образовательных результатов ОР программы ОР модулей ОР курса (занятия)

Разбивка образовательных результатов по уровням образования Образовательные результатыбакалавриатмагистратура 1.ОР1х 2.ОР2хх 3.ОР3хх х хх 10ОР10х

Взаимосвязь макрокомпетенций и образовательных результатов ОР1ОР2ОР3…………ОР10ОР11 МК1хх МК2ххх МК3ххххх МК1 0 ххххх

Взаимосвязь образовательных результатов и модулей М1М2…М5…… ОР1хх ОР 2хх ОР 3хххх ОР 10ххх