Вариативные маршруты. Способ построения индивидуального образовательного маршрута ребенка должен характеризовать особенности его обучения и развития на.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Анализ личностно - ориентированного урока. Анализ -
Advertisements

Личностно- ориентированный подход в обучении на уроках истории и обществознания.
« Дифференцированное обучение младших школьников в УМК « Начальная школа XXI века » на уроках математики, русского языка » « Дифференцированное обучение.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
Педагогический совет «Системно-деятельностный подход в контексте реализации ФГОС на ступени начального и основного общего образования». Повестка дня 1.
Выполнила: учитель математики Филиала МБОУ СОШ с. Бессоновка в с. Блохино Мещерякова Г. В.
СИТУАЦИЯ ВЫБОРА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка. Целесообразно,
« Виноградовский урок : цель, содержание, технологии ». Струкова Тамара Николаевна Учитель начальных классов.
МОУ СОШ с. Вторые Тербуны Личностно – ориентированное общение как один из факторов успешности обучения Володина В. В., учитель математики
Особенности организации современного урока в начальной школе.
«Формирование универсальных учебных действий».. В стандарте определена цель: формирование умений учиться, способности к организации своей деятельности.
Индивидуальная траектория обучения 6 ноября 2012 лицей 144.
Проектная деятельность на уроках информатики Учитель информатики Сморчкова Н.Я.
Анализ современного урока В помощь учителю
Развитие способностей школьников путём создания индивидуальных программ: теория и практика Из опыта работы учителей Малоянисолськой ООШ I – III ступеней.
Осипченко Ольга Николаевна, учитель начальных классов МБОУ-НОШ 32 Грачёва Ольга Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ-НОШ 32.
Дифференциация обучения на уроках литературы Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы МАОУ СОШ 3 Поповой Е.В.
Методическая система учителя биологии высшей квалификационной категории Полетаевой Елены Александровны 2010г МКОУ ОСОШ 2 МКОУ ОСОШ 2.
«Надо учить не содержанию науки, а деятельности по её усвоению» В.Г. Белинский Гультяева Т.В. учитель начальных классов.
Транксрипт:

Вариативные маршруты

Способ построения индивидуального образовательного маршрута ребенка должен характеризовать особенности его обучения и развития на протяжении определенного времени, то есть носить пролонгированный характер. Невозможно определить этот маршрут на весь период сразу, задав его направления, например, в 1 классе на все 4 года начального обучения, поскольку сущность его построения, на наш взгляд, состоят именно в том, что он отражает процесс изменения в развитии и обучении ребенка.

Анализ результатов диагностики позволяет установить наличие как минимум четырех основных групп учащихся, условно объединенных в специфические учебные группы по характеру их деятельностных характеристик, а значит и четырех вариативных маршрутов: 1 Вариативный образовательный маршрут для учащихся с опережающими темпами развития; 2 Вариативный образовательный маршрут для учащихся с ослабленным здоровьем; 3 Вариативный образовательный маршрут для учащихся с низким уровнем учебной мотивации и трудностями в обучении; 4 Вариативный образовательный маршрут для одаренных учащихся с различными специальными способностями

Выделение вариативных образовательных маршрутов базируется на понимании особенностей организации индивидуализации и дифференциации обучения. Обосновывая целесообразность вариативных образовательных маршрутов, обратим внимание на то, в чем может проявляться индивидуальность учащихся в образовательном процессе, и какие диагностические и коррекционно- развивающие действия учителя при этом необходимы:

1. Разная степень усвоения учащимися предшествующего материала Различный уровень предшествующей подготовки учащихся и, следовательно, разная степень готовности их к освоению нового материала требуют, чтобы учитель одновременно использовал различные варианты подачи нового материала для успешного понимания и освоения его учащимися на возможных для них уровнях сложности. Для этого учителю необходимо выяснить степень усвоения предшествующего материала как путем анализа предыдущих отметок, так и с помощью специально проводимого среза качества усвоенных ранее знаний и способов действия (объективные методы контроля);

2. Индивидуальный темп, скорость продвижения учащихся в учении В условиях классно-урочной системы невелика степень влияния педагога на эти характеристики учащегося, поэтому учет этой индивидуальной особенности возможен в условиях индивидуальных занятий и внеурочной деятельности. (Учет этого фактора осуществлен таким образом, что в структуру каждого вариативного образовательного маршрута включены индивидуальные и групповые занятия, соответствующие виды внеурочной деятельности). Основным диагностическим способом является наблюдение учителя как наиболее доступный в школьных условиях;

3. Различная степень сформированности социальных и познавательных мотивов Различная степень заинтересованности учащихся в изучении конкретных тем того или иного предмета и в целом учебной дисциплины. (Именно поэтому в структуру каждого вариативного маршрута включены предметы по выбору, внеурочная деятельность по предмету на основе учета индивидуальных интересов). Учителю важно определить индивидуальные средства развития познавательного интереса учащихся к учебному материалу (предмету): предложение на выбор заданий, развивающих учебно-познавательную мотивацию, включение учеников в различные формы внеурочной работы (предметы по выбору, факультативы, индивидуальная работа и т.д.), организация на уроке различных видов деятельности на основе учебного взаимодействия. Учитель для этого может использовать наблюдение за активностью детей, их отношением к предмету, урокам, различным видам деятельности и формализованные диагностические методики (опросники, анкеты, ряд специальных тестов);

4. Различная степень сформированности учебной деятельности Учителю необходимо обеспечить освоение и закрепление основных компонентов учебной деятельности: учебная задача, учебное действие, самоконтроль и самооценка. Назначение предлагаемых ученику заданий состоит не только (и даже не столько) в усвоении (запоминании) конкретного учебного материала, сколько в освоении способов учебной работы. Индивидуальность учащихся в плане освоения учебной деятельности определяется зоной их ближайшего развития. Следовательно, в диагностическом плане наиболее перспективным представляется определение степени самостоятельности ученика при успешном выполнении предъявляемых учителем учебных заданий (на этапе как постановки, решения учебной задачи, так и оценки правильности полученного результата).

5. Индивидуально-типологические особенности учащихся (темперамент, характер, особенности эмоционально-волевой сферы) Степень влияния учителя на эти характеристики минимальна, да и само влияние в принципе не может быть положительным, поскольку влечет за собой развитие невротических реакций у детей, нарушает их психо-физиологическое равновесие. Учет этих особенностей, как правило, осуществляется путем разнообразия форм выполнения учебных заданий (дозированная помощь со стороны учителя, предоставление различного времени для выполнения задания, использование разных форм контроля - фронтального, индивидуального; организация групповой работы учащихся, предоставление возможности выполнения тех видов деятельности, которые для данного ученика являются наиболее успешными - письменный или устный ответ, теоретическое или прак­ тическое задание, информационное сообщение, анализ ответов других учащихся и т.д.). Диагностические методики, позволяющие выявить индивидуально- типологические особенности, достаточно распространены и доступны. Их использование позволяет учителю построить образовательный процесс в рамках конкретного вариативного маршрута с учетом знания реальных особенностей детей каждой выделенной группы.

В рамках вариативного образовательного маршрута определяются следующие основные элементы индивидуальной образовательной деятельности определенной группы учащихся: смысл образовательной деятельности (зачем я это делаю); постановка личной цели образования (предвосхищающий результат); план деятельности; реализация плана; рефлексия (осознание собственной деятельности); оценка собственной образовательной деятельности и ее результатов; корректировка или переопределение образовательных целей.

Условием достижения целей и задач вариативного образовательного маршрута является сохранение индивидуальных особенностей учеников, развитие их уникальности и неповторимости. Для этого применяются следующие способы: индивидуальные задания ученикам на уроках; организация парной и групповой работы; формулировка детям открытых заданий, которые предполагают их выполнение индивидуально каждым учеником (например, «Мой образ зимы», «Моя математика», «Что я понимаю под словом» и т.п.); предложение ученикам составить план занятия для себя, выбрать содержание своего домашнего задания, тему творческой работы, индивидуальную образовательную программу по предмету на обозримый период времени.