Здоровьесберегающие технологии в школе Автор: Калинкина М.А. учитель биологии МБОУ СОШ 4
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…». В.А.Сухомлинский.
Здоровье ученика в норме, если: в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость; в социальном плане – он коммуникабелен, общителен; в эмоциональном плане – ребенок уравновешен, способен удивляться и восхищаться; в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость; в нравственном плане – он признает основные общечеловеческие ценности.
Здоровьесберегающие образовательные технологии. Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся.
Принципы здоровьесбережения : « Не навреди!». Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося. Непрерывность и преемственность. Субьект-субьективные взаимоотношения. Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям усащихся. Комплексный, междисциплинарный подход. Успех порождает успех. Активность. Ответственность за свое здоровье.
Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока. Критерии здоровье- сбережения Характерис- тика Рациональ- ный уровень Недостаточ- но рацио- нальный Нерацио- нальный Количество видов учебной деятель- ности Виды учебной деятельности: опрос,письмо, чтение,слуша- ние,рассказ, ответы на вопросы,рас- сматривание, списывание
Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока. Критерии здоровье- сбережения Характерис- тика Рациональ- ный уровень Недостаточ- но рацио- нальный Нерацио- нальный Не более 10 мин мин.Более 15 мин. Средняя продолжи- тельность и частота чередова- ния видов деятельно- сти
Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока. Критерии здоровье- сбережения Характерис- тика Рациональ- ный уровень Недостаточ- но рацио- нальный Нерацио- нальный Количество видов пре- подавания Виды препода- вания: словесный, наглядный, самостоятель- ная или практическая работа, аудиовизуаль- ный Не менее 3-х 21
Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока. Критерии здоровье- сбережения Характерис- тика Рациональ- ный уровень Недостаточ- но рацио- нальный Нерацио- нальный Чередова- ние видов преподава- ния Плотность урока Количество времени, затраченное школьником на работу Не позже, чем через мин. Не менее 60% и не более 75-80% Через мин % Не череду- ются Более 90%
Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока. Критерии здоровье- сбережения Характерис- тика Рациональ- ный уровень Недостаточ- но рацио- нальный Нерацио- нальный На 20 и 35 минуте по 1 минуте из 3-х легких упражне- ний с 3-4 повторе- ниями каждого 1 физкульт- минутка с неправиль- ным содер- жанием или продолжи- тельностью Отсутст- вует Наличие, место, содержание и продолжи- тельность на уроке моментов оздоровле- ния Физкультми- нутки, динами- ческие паузы, гимнастика для глаз, массаж активных точек
Работоспособность в течение учебного дня 1-6 классы
Работоспособность в течение учебного дня 7-11 классы
Работоспособность в течение рабочей недели 1-6 классы
Работоспособность в течение рабочей недели 7-11 классы
Физкультурно-оздоровительная работа в школе
Требования к проведению физкультминуток Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а следовательно, и их результативность. Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата. Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.
Виды физкультминуток Упражнения для снятия общего или локального утомления. Упражнения для кистей рук. Гимнастика для глаз. Гимнастика для слуха. Упражнения корректирующие осанку. Дыхательная гимнастика
Литература 1. Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии в школе. 1-4 классы.».,Москва, Издательство «Вако»,2005 г Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе»., Москва, Издательство «АПК и ПРО», 2002 г Советова Е.В. «Эффективные образовательные технологии»., Ростов н/Д, Издательство «Феникс», 2007 г Костенко Л.В. «Здоровье сберегающие технологии в школе».