Пушкин- драматург
Александр Сергеевич Пушкин ( г г.) - величайший русский поэт и писатель, родоначальник новой русской литературы. Родился 26 мая (6 июня н.с.) в Москве, в Немецкой слободе. Отец, Сергей Львович, принадлежал к старинному дворянскому роду; мать, Надежда Осиповна, была внучкой Абрама Петровича Ганнибала - "арапа" Петра Великого" Александр Сергеевич Пушкин ( г г.) - величайший русский поэт и писатель, родоначальник новой русской литературы. Родился 26 мая (6 июня н.с.) в Москве, в Немецкой слободе. Отец, Сергей Львович, принадлежал к старинному дворянскому роду; мать, Надежда Осиповна, была внучкой Абрама Петровича Ганнибала - "арапа" Петра Великого" Солнце русской поэзии
«Пушкин –наше все» Поэт Аполлон Григорьев писал в статье 1859 года: «А Пушкин - наше все: Пушкин - представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что остается нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужим, с другими мирами. Пушкин - пока единственный полный очерк нашей народной личности».
Пушкин - драматург Список драматических произведений «Борис Годунов» 11 сентября 1825 г. «Скупой рыцарь» 23 октября 1830 г. «Моцарт и Сальери» 26 октября 1830 г. «Каменный гость» 4 ноября 1830 г. «Пир во время чумы» 6 ноября 1830 г.
Драма – род литературы наряду с эпосом и лирикой Основные жанры драматургии: трагедия, драма, комедия Действие, диалог и ремарка – признаки драмы как особого литературного рода Действие драмы развивается в настоящем времени через конфликты в форме диалога Конфликт – противоборство, столкновение Диалог – разговор двух и более лиц Монолог – развёрнутое высказывание одного лица, не связанное с репликами других лиц Реплика – ответная фраза собеседника в диалоге Реплика «в сторону» - условный сценический приём, состоящий в том, что персонаж, высказывая вслух своё мнение о происходящем и о других лицах, адресует его не партнёрам по сцене, а прямо зрителям Ремарка – авторское пояснение в драматическом произведении, указывающее на место действия, внешний или духовный облик персонажей, их психологические состояния Литературоведческие термины
«Борис Годунов» Законченными драматическими произведениями Пушкина стали трагедия «Борис Годунов», написанная в 1825 году, незадолго до восстания декабристов, и маленькие трагедии. В трагедии «Борис Годунов» показана начальная стадия так называемого «смутного времени» грандиозного народного восстания, потрясавшего Московское государство в течение десяти лет- с 1603 по 1612 год. Трон Бориса Годунова
Основной замысел «Бориса Годунова» - первый русской реалистической трагедии - был в высшей степени современным. Пушкин поднимал самый злободневный вопрос, волновавший в то время передовую дворянскую интеллигенцию, - вопрос о самодержавии и крепостном праве и главным образом об участии самого народа в борьбе за свое освобождение Смутное время – «несчастная эпоха» (А.С. Пушкин) « «Борис Годунов» - пьеса, созданная как реалистическое произведение
От классицизма к реализму Отказ от закона «Трех единств»: Отказ от закона «Трех единств»: места, времени, одной сюжетной линии Отказ от деления героев на строго положительных и строго отрицательных Отказ от деления героев на строго положительных и строго отрицательных Ориентация на психологизм и историчность характера Ориентация на психологизм и историчность характера Народность как основной принцип оценки событий Народность как основной принцип оценки событий
При жизни поэта трагедия не была поставлена на сцене В 1907 г. к «Борису Годунову» обратился Московский Художественный театр. Впервые режиссура поставила задачу проникнуть в замысел Пушкина, разгадать законы его драматургии.
«Маленькие трагедии» Осенью 1830 года Пушкин закончил четыре «маленькие трагедии»: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость» и «Пир во время чумы» Основная тема «маленьких трагедий» - психологическая: анализ человеческой души, человеческих «страстей»
«Скупой рыцарь» - жадность «Моцарт и Сальери» - зависть «Каменный гость» - любовь «Пир во время чумы» - торжество человеческого духа над смертью Человеческие страсти
«Скупой рыцарь» Скупость, любовь к деньгам в сознания рыцаря, барона - низкая, позорная страсть; ростовщичество как средство накопления богатства - позорное занятие Скупость - страсть к собиранию, накоплению денег и болезненное нежелание истратить из них хоть один грош - показана Пушкиным в этой трагедии
«Моцарт и Сальери» Главной темой трагедии является зависть как страсть, способная довести охваченного ею человека до страшного преступления В основу сюжета Пушкин положил широко распространенные слухи, будто знаменитый венский композитор Сальери отравил из зависти гениального Моцарта
«Каменный гость» «Каменный гость» это история любовной страсти, Рассказ о судьбе человека, сделавшего удовлетворение любовной страсти главным содержанием своей жизни. Образ Дон Гуана у Пушкина не похож на его предшественников в мировой литературе Дон Гуан в «Каменном госте» показан как искренний, беззаветно увлекающийся, решительный, смелый и к тому же поэтически одаренный человек Его отношение к женщинам не отношение холодного обольстителя, а всегда искреннее, горячее увлечение
«Пир во время чумы» Пушкин изображает в «Пире во время чумы», как и в остальных «маленьких трагедиях», человеческую душу в ее крайнем напряжении. Здесь причиной этого напряжения является неминуемая гибель от чумы, ожидающая человека, страх смерти. В пьесе показаны три пути преодоления этого страха смерти. Первый Первый религиозный путь. Второй Второй забыться в вине. Третий Третий не отворачиваться от опасности.
Значение Пушкина - драматурга 1. Всё творчество А.С Пушкина новаторское по своей сущности. Благодаря ему русская литература пошла по пути реалистического искусства. Достигнув высот в поэзии, развивая реалистическую прозу, Пушкин одновременно обращается и к драматургии 2. «Дух века требует важных перемен и на сцене драматической», - утверждал автор «Бориса Годунова» 3. Пушкин мечтал о подлинно народном театре