Педагогический проект: «Формирование представлений о сенсорных эталонах цвета у детей раннего возраста через дидактическую игру». Автор проекта: Краснослободцева Анжелика Анатольевна, воспитатель МБДОУ детский сад 3 р.п. Сосновка, Тамбовской области
Актуальность проекта Процесс восприятия лежит в основе интеллектуального развития ребёнка и создаёт прочный фундамент для развития его познавательной и личностной сферы, необходимый для успешного освоения школьной программы и социальной адаптации в детском коллективе; Успешность познавательного развития определяется уровнем развития сенсорных процессов; Дидактические игры способствуют умственному, эстетическому и нравственному воспитанию детей; Дидактические игры выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей; Педагогами и психологами установлено, что усвоение сенсорных эталонов цвета включено в общую систему образования и воспитания в детском саду.
Паспорт проекта Тип проекта: практико-ориентировочный; По количеству участников: групповой, 15 человек; Длительность: 9 месяцев; Форма представления: презентация
Аннотация проекта Проект рассчитан на детей раннего возраста (1-3 года) ; Дети знакомятся с эталонами цвета через дидактические игры; Проект способствует умственному развитию, развитию мелкой моторики, памяти, мышления, познавательному развитию.
Цель проекта: Создание условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах цвета.
Задачи проекта: Проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по данной теме; Составить перспективное планирование; Создать условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах цвета; Подобрать и апробировать комплекс дидактических игр; Выявить уровень сформированности представлений о сенсорных эталонах цвета; Выявить уровень знаний родителей о сенсорном развитии; Разработать методические рекомендации для родителей; Выступить с темой проекта на педсовете; Провести итоговые открытые занятия для воспитателей ДОУ; Оценить результаты проделанной работы.
Противоречие Заключается между задачей формирования представлений о сенсорных эталонах цвета и недостаточно выявленными педагогическими условиями, обеспечивающими успешность её решения. Проблема Какие необходимо создать условия для эффективного использования дидактических игр как средство формирования представлений о сенсорных эталонах цвета?
Гипотеза Если будет подобран комплекс дидактических игр и созданы условия для эффективного их использования, то формирование представлений о сенсорных эталонах цвета будет успешным.
Новизна Использование информационно-коммуникационных технологий, способствующие повышению качества, доступности и эффективности образования; Использование бытовых прищепок, одноразовой посуды, крышек от пластиковых бутылок.
Участники проекта Дети раннего возраста РодителиВоспитатели
Этапы и сроки реализации проекта I этапПодготовительный - Знакомство с темой проекта; - Изучение литературы; - Выявление проблемы, цели, задачи; - Составление перспективного плана работы; - Создание условий для эффективного использования игр; - Подбор дидактического материала и игр; - Диагностика уровня сформированности представлений о цвете с детьми; - Анкетирование родителей по выявлению знаний о сенсорном развитии. сентябрь
II этапОсновной - Проведение родительского собрания на тему: «Что такое сенсорное развитие. Почему его необходимо развивать»; консультации; беседы; совместные игры; оформление уголка для родителей; - Знакомство детей с дидактическим материалом и играми; - Проведение дидактических игр и игр-занятий; - Исследовательская деятельность детей. октябрь- апрель III этапЗаключительный - Диагностика детей; - Анкетирование родителей; - Проведение родительского собрания на тему проекта; - Открытое занятие для педагогов ДОУ; - Выступление с темой и презентацией проекта на педсовете; - Самооценка. Выводы. май Этапы и сроки реализации проекта
Методы и приёмы организационные игровыенаглядныесловесные мотивирующие
Образовательные технологии здоровьесберегающие личностно- ориентированные игровые исследовательские информационно- коммуникационные
Принципы обучения и воспитания Принцип наглядности; Принцип доступности; Принцип систематичности и последовательности; Принцип прочности.
Формы организации работы с детьми дидактические игрыигры-занятия
Формы организации работы с родителями анкетирование родительские собрания совместные дидактические игры методические рекомендации, консультации
Ожидаемые результаты после проекта с детьми У детей должен вырасти уровень сформированности представлений о сенсорных эталонах цвета; Дети познакомятся с эталонами цвета; Дети научатся играть в дидактические игры; После создания определенных условий, у детей формирование представлений о сенсорных эталонах будет успешным. Ожидаемые результаты работы с родителями У родителей должен вырасти уровень знаний по сенсорному развитию; Родители научатся создавать дома условия для дидактических игр и подбирать их; Родители будут заинтересованы в дальнейшем развитии своих детей.
Уровень сформированности представлений о сенсорных эталонах цвета на начало проекта на конец проекта
Результаты анкетирования с родителями по выявлению уровня знаний по сенсорному развитию на начало проекта на конец проекта
Результаты проекта В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр, апробированы дидактические игры; т.о. гипотеза проекта верна и формирование представлений о сенсорных эталонах цвета стало успешным у детей раннего возраста; У детей вырос уровень знаний, вырос уровень знаний и у родителей по сенсорному развитию; Родители получили методические рекомендации по созданию условий для проведения дидактических игр, консультации по приобретению дидактических игр.
Практическая значимость проекта Внедрение и апробирование условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей раннего возраста; Разработка дидактического материала и дидактических игр; Разработка методических рекомендаций для родителей; Возможность использования проекта воспитателями других ДОУ. Перспективы развития проекта Дальнейшая непрерывная систематическая работа по формированию представлений всех цветов спектра и их оттенков через дидактические игры; Дополнение системы дидактическим материалом и играми; Продолжение работы по использованию проектных технологий по сенсорному развитию; Выступление с презентацией проекта на районных и областных мероприятиях.
Информационные ресурсы Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук – Ярославль: Академия развития, 1997; Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду – М.: Просвещение, 1991; Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду; Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет – М.: Просвещение, 1995; ВенгерЛ.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников – М.: Просвещение, 1997; Выготский Л.С. Педагогическая психология – М.: Педагогика, 1991; Зворыгина Е.В. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста – М.: Просвещение, 1995; Запорожец А.В. Развитие восприятия в раннем дошкольном детстве – М.: Просвещение, 1996; Запорожец А.В. Формирование восприятия у дошкольника – М.: Просвещение, 1990; Немов Р.С. Психология – М.: Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2001; Новоселова С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста – М.: Просвещение, 1985;
Информационные ресурсы Пилюгина В.А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста – М.: Просвещение АО «Учебн.мет.», 1996; Поддъякова Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду – М.: Просвещение, 2001; Попова С.В. Воспитание и развитие детей раннего возраста – М.: Просвещение, 1994; ponyatiya-o-sensornykh-etalonakh-u-detei-ranneg ponyatiya-o-sensornykh-etalonakh-u-detei-ranneg
Спасибо за внимание!