- священнодействие, в котором на человека невидимо, тайно действует особая благодать Божия. Всего церковных таинств семь: крещение, миропомазание, евхаристия, покаяние, елеосвящение, брак, священство.
(слав.вечеряти – ужинать) – последняя трапеза Иисуса Христа с Его учениками, совершившаяся накануне крестной смерти Спасителя. Во время Тайной вечери Христос умыл ноги ученикам Своим, дал им новую заповедь взаимной любви и установил таинство евхаристии: Он «взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов». Причастив их таким образом Своей Плоти и Крови, Он повелел им всегда совершать это таинство в Его воспоминание, что с тех пор неукоснительно выполняется Православной Церковью. Кроме того, Христос на Тайной вечери предсказал предательство Иуды Искариота и троекратное отречение Петра. Икона с изображением тайной вечери помещается обычно над Царскими вратами. На иконе – Христос и двенадцать апостолов, сидящих за столом. Иуду изображают или тянущимся за солью, или держащим мешочек с тридцатью сребряниками.
(Татьяна) (ум. ок. 225) – святая мученица (память 25 января), дочь знатных и богатых римлян. Отец ее тайно исповедовал христианскую веру и дочери дал христианское воспитание. Пострадала во время гонения на христиан. Муки, которым подвергли ее, пытаясь заставить отречься от Христа, были жестоки и разнообразны, но твердость ее веры была непоколебима. Наконец, она была усечена мечом. Вместе с ней был казнен и ее отец.
- горячая вода, которая во время литургии, перед причащением, вливается в потир и соединяется с Кровью Христовой, и запивка, даваемая после причастия.
- одна из драгоценнейших добродетелей. Показатель мужества, внутренней силы, стойкости, великодушия, внутреннего такта. Терпение необходимо во всех делах – общественных и личных, в труде, во взаимоотношениях с людьми. Нетерпеливость как противоположное качество часто признак болезненности, внутренней слабости, ведет к потере самообладания, к ошибкам, ссорам, унынию, отчаянию. Терпение в перенесении скорбей есть признак веры в безграничность доброты Божией и в то, что и страдания посылаются нам для нашего же духовного благоустроения.
- чудотворная икона, написанная по преданию, евангелистом Лукой и отправленная им в Антиохию. Оттуда икона была перенесена в Иерусалим, потом – в Константинополь, где для нее был воздвигнут храм, известный под названием Влахернского. За 70 лет до падения Константинополя, в 1383 году, икона явилась над водами Ладожского озера и затем остановилась при реке Тихвинке. На этом месте был сооружен храм, а затем устроен мужской монастырь. В 1613 году, когда шведы овладели Новгородом и подступили к Тихвинскому монастырю, чудотворный образ с молитвами и песнопениями был обнесен вокруг монастыря: шведы пришли в смятение и отступили. Празднование 9 июля.
- мужской монастырь в городе Тихвине, основан в XV веке. В 1611 году был занят шведами, но в 1613 году монахи подняли против них восстание и при поддержке московского войска выбили захватчиков из монастыря.
(в миру Василий Иванович Белавин) (1865 – 1925) – святой (память в воскресенье после 7 февраля, 7 апреля, 9 октября), Патриарх Московский и всея Руси, избранный на Поместном Соборе в ноябре 1917 года. Предал советскую власть анафеме. Неоднократно арестовывался, перенес несколько покушений на свою жизнь (однажды нападавшие по ошибке застрелили в потемках его келейника – ближайшего помощника). Мощи Патриарха Тихона были обретены во время ремонта Малого собора Донского монастыря, проводившегося после пожара, устроенного злоумышленниками. В этом соборе святые мощи и почивают сегодня.
- чудотворная икона, явившаяся в 1314 году Ростовскому святителю Прохору. Празднование 21 августа.
- женский монастырь под Ярославлем, на левом берегу Волги, при впадении в нее реки Толги. Основан в 1314 году на том месте, где была явлена Толгская икона Божией Матери.
(1828 – 1910) – граф, писатель. В молодости был артиллерийским офицером, участвовал в Крымской войне и боевых действиях на Кавказе. Автор романов «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение», множества повестей, пьес и рассказов. В последние годы жизни проповедовал противоречивое философское учение собственного сочинения, направленное против основных положений христианского вероучения и главных устоев государственности. Из многочисленных последователей учения формировались секты толстовцев. В 1901 году Святейший Синод признал факт «отпадения графа Толстого» от Церкви. Великий русский писатель был похоронен без церковного отпевания, и над его могилой в Ясной Поляне нет креста.
- общая столовая в монастыре или при храме.
- переносной подсвечник с тремя свечами, используемый во время архиерейской службы.
- молитва: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас». Входит в состав утренних и вечерних молитв.
(ум. 250) – святой мученик (память 14 февраля), пострадал за веру Христову в городе Никее. Существует предание, что при царе Иоанне Грозном во время соколиной охоты улетел любимый царский кречет. Царь приказал сокольнику Трифону Патрикееву найти улетевшую птицу. Сокольник объехал все окрестные леса, но безуспешно. Усердно помолившись своему небесному покровителю – святому Трифону, он уснул под деревом. Во сне ему явился святой и указал, где искать птицу. Проснувшись, Трифон сразу нашел сокола, а позже на месте явления святого построил церковь, которая и сегодня стоит на Трифоновской улице в Москве.
- чудотворная икона Божией Матери, история которой связана с жизнью святого Иоанна Дамаскина. Желая погубить Дамаскина как ревностного защитника иконопочитания, один из врагов православия оклеветал его перед дамасским халифом, доставив тому подложное письмо, в котором Иоанн Дамаскин будто бы предлагал сдать Дамаск. Халиф велел отрубить Иоанну правую руку: рука была отсечена и повешена в центре города на видном месте, но вечером, по просьбе Иоанна, возвращена ему. Чудесной помощью Пресвятой Богородицы, к которой обращался с молитвами Иоанн, отсеченная рука срослась со своим суставом. В благодарность Иоанн Дамаскин сделал из серебра изображение кисти руки и прикрепил ее к иконе Богородицы, отчего икона эта и получила впоследствии название «Троеручницы». В настоящее время находится на Афоне. Празднование 11 июля, 25 июля.
- богословский термин, выражающий сложнейшее содержание христианского понятия о Боге, как об Отце, Сыне и Святом Духе – о трех ипостасях Единого Существа.
(Пятидесятница) – двунадесятый праздник, посвященный воспоминанию о сошествии Святого Духа на апостолов, совершившемся в пятидесятый день после Пасхи. Следующий за Пятидесятницей день (понедельник) Церковь посвящает особому прославлению Святого Духа.
- лишение человека жизни: тягчайший грех против шестой заповеди Божией. Человек бывает виновен в убийстве не только тогда, когда он по злому умыслу, в гневе или по неосторожности лишил другого человека жизни, но и тогда, когда он, хотя сам лично и не убивает, но способствует убийству своим приказанием, советом, помощью, поддержкой, согласием. Убийством считается и умерщвление ребенка в утробе матери. Нельзя приравнивать к преступному убийству сражение на войне. Война есть великое общественное зло, но в то же время война – бедствие, попускаемое Господом для исправления, вразумления и испытания народа, как Он допускает эпидемии, голод, пожары, землетрясения, наводнения и другие несчастия. Поэтому убийство на войне Церковь не рассматривает как частный грех того или иного человека, тем более, что каждый воин-христианин, защищая веру и Отечество, должен быть готов, по заповеди Христовой, «положить душу свою (отдать жизнь) за друзей своих». Среди святых немало воинов, прославившихся подвигами и чудесами. Однако и на войне могут совершаться преступные убийства: например, убийство беззащитного противника, сдающегося в плен. Смертная казнь преступника – тоже зло, но допустима в исключительных случаях, когда является единственным, по справедливости, средством предотвратить новые убийства и тяжкие преступления. Тяжелейшим грехом против шестой заповеди является самоубийство.
- Псково-Печерская чудотворная икона Божией Матери, прославившаяся исцелениями. Принесена в Псково-Печерскую обитель около 1521 года. Празднование 3 июня, 6 августа, 8 сентября и 20 октября.
- Серафимо-Дивеевская икона Божией Матери, принадлежавшая Серафиму Саровскому. Перед нею он и скончался на молитве. Празднование 10 августа.
- тягчайший грех, приводящий к отчаянию. Уныние рождается там, где угасает вера в Бога, надежда на Него и любовь к Нему и к людям. Потому уныние – грех маловерия, богоотступничества.
- один из двунадесятых праздников. День кончины был открыт Богородице от Господа. В этот день апостолы, находившиеся в разных странах, чудесным образом были перенесены в Иерусалим. Согласно воле Пресвятой Богородицы, тело Ее было погребено близ Иерусалима, в Гефсимании, рядом с гробами Ее родителей. На третий день, когда не поспевший на похороны апостол Фома пришел ко гробу и попросил открыть его, чтобы попрощаться с Богородицей, оказалось, что тела Ее уже нет в гробнице – оно было взято на небо. В праздник Успения Церковь прославляет Богоматерь, которая, приняв под свое покровительство род человеческий, ходатайствует за нас пред Самим Богом. Вместе с тем Успение Богородицы учит нас, что смерть есть не уничтожение нашего бытия, а только переход от земной жизни – к жизни небесной, от тления и разрушения – к вечному бессмертию. Празднование 28 августа.
- чудотворная икона Божией Матери, принесенная в Москву казаками в 1640 году. Богородица изображается на иконе с несколько склоненной набок главой, к которой она прилагает левую руку. Общий ее вид как бы говорит нам, что Царица Небесная прислушивается к слезам и молитвам всех верующих, обращающихся к Ней со своими скорбями, нуждами и печалями. Правой рукой Богоматерь придерживает стопы Богомладенца. Спаситель держит пред Собою в руках развернутый свиток, на котором начертаны слова Божественного увещевания: «Суд праведен судите, милость и щедроты творите…» Празднование 7 февраля.
(1626 – 1686) – знаменитый московский иконописец. Оставаясь на почве исконного русско-византийского иконописания, не был равнодушен к западному искусству, которое оказало заметное влияние на его творчество.
(1745 – 1817) – святой (память 5 августа, 15 октября), флотоводец, адмирал, один из создателей Черноморского флота. Одержал ряд крупных побед над турецким флотом, успешно провел Средиземноморский поход русского флота во время войны против Франции в 1798 – 1800 годах.