«Индексный подход как инструмент институциональных изменений в региональных и муниципальных образовательных системах» Руководитель проекта - А.А. Попов Г.Н. Блинов Т.В. Ишмуратова М.И. Литвина И.К. Сидорова Всероссийский семинар: «Социокультурная модернизация образования: современные системы оценки качества образования и научно- инновационной инфраструктуры как инструмент регионального и муниципального развития страны» октября 2010 г. Москва
2 Цели создания региональной системы качества образования Обеспечение единого образовательного пространства. Обеспечение единого образовательного пространства. Повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии решений, связанных с образованием. Повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии решений, связанных с образованием. Индивидуализация образования, развитие академической мобильности и мобильности трудовых ресурсов. Индивидуализация образования, развитие академической мобильности и мобильности трудовых ресурсов. Создание инструментов общественного участия в управлении социально – образовательной средой. Создание инструментов общественного участия в управлении социально – образовательной средой. Оценка состояния системы, уровня качества образования, которое она обеспечивает, выявление сильных и слабых сторон системы и определение приоритетов развития. Оценка состояния системы, уровня качества образования, которое она обеспечивает, выявление сильных и слабых сторон системы и определение приоритетов развития. Принятие обоснованных управленческих решений органами управления образованием различных уровней. Принятие обоснованных управленческих решений органами управления образованием различных уровней.
3 Задачи создания региональной системы качества образования Разработка и регулярное обновление критериев. Разработка и регулярное обновление критериев. Определение источников получения информации с обеспечением последних необходимыми справочными материалами. Определение источников получения информации с обеспечением последних необходимыми справочными материалами. Определение, регламентация и нормирование процедур сбора, обработки, передачи и анализа данных на разных уровнях и сегментах системы образования. Определение, регламентация и нормирование процедур сбора, обработки, передачи и анализа данных на разных уровнях и сегментах системы образования. Разработка методики обработки данных, сопоставительного анализа показателей, обеспечивающего достоверность видения ситуации в целом. Разработка методики обработки данных, сопоставительного анализа показателей, обеспечивающего достоверность видения ситуации в целом. Описание направлений и способов использования системы показателей и индикаторов для принятия управленческих решений в рамках текущей деятельности. Описание направлений и способов использования системы показателей и индикаторов для принятия управленческих решений в рамках текущей деятельности. Институциональное оформление сферы государственно-общественной оценки качества образования, обеспечивающей возможность выработки образовательных политик, сопряженных с социально-экономическими и социо-культурными задачами развития края и отдельных территорий. Институциональное оформление сферы государственно-общественной оценки качества образования, обеспечивающей возможность выработки образовательных политик, сопряженных с социально-экономическими и социо-культурными задачами развития края и отдельных территорий. Нормативное правовое оформление требований к целевым программам с учетом принципов управления качеством. Нормативное правовое оформление требований к целевым программам с учетом принципов управления качеством.
4 Основные принципы РСОКО Реалистичность показателей качества образования, а также их соответствие нормативным правовым актам и социальной значимости. Реалистичность показателей качества образования, а также их соответствие нормативным правовым актам и социальной значимости. Участие потребителей образовательных услуг в организации оценки качества образования (разработка технологии, оценочных средств) и в её проведении (участники и/или наблюдатели). Участие потребителей образовательных услуг в организации оценки качества образования (разработка технологии, оценочных средств) и в её проведении (участники и/или наблюдатели). Учёт социально-экономических и этнокультурных особенностей региона. Учёт социально-экономических и этнокультурных особенностей региона. Открытость и прозрачность всех процедур оценки качества образования. Открытость и прозрачность всех процедур оценки качества образования. Доступность информации о состоянии и качестве образования. Доступность информации о состоянии и качестве образования.
5 Система обеспечения управления качеством образования методологический управленческий организационный кадровый нормативный финансовый материально- технический информационный научно- методический
6 Качество образования Описание условий, позволяющее отобразить степень конкурентоспособности используемых институциональных форм организации практики образования. Описание условий, позволяющее отобразить степень конкурентоспособности используемых институциональных форм организации практики образования. Описание процессов и образовательных программ, позволяющее отобразить степень эффективности используемых средств образовательной деятельности. Описание процессов и образовательных программ, позволяющее отобразить степень эффективности используемых средств образовательной деятельности. Описание образовательных результатов, позволяющее отобразить степень достоверности оценивания личных достижений ученика. Описание образовательных результатов, позволяющее отобразить степень достоверности оценивания личных достижений ученика.
7 Метод управления качеством образования УсловияРезультат Программа Нормы и регламенты изменений Требования
8 Инструмент принятия управленческих решений Сопоставительный анализ рассматривает систему образования в сравнении с другими, близкими по структуре и характеристикам, образовательными системами. Выявляет наибольшие отклонения от средних значений по группам территорий, как в лучшую, так и в худшую сторону для последующего анализа причин этих отклонений и принятия решений. Показатели лучших территорий могут быть приняты в качестве целевых значений в программах и проектах различного уровня. Сопоставительный анализ рассматривает систему образования в сравнении с другими, близкими по структуре и характеристикам, образовательными системами. Выявляет наибольшие отклонения от средних значений по группам территорий, как в лучшую, так и в худшую сторону для последующего анализа причин этих отклонений и принятия решений. Показатели лучших территорий могут быть приняты в качестве целевых значений в программах и проектах различного уровня. Динамический анализ позволяет дать оценку деятельности системы в целом, оценить результативность проектов, программ, значимых управленческих действий, выявить связи и зависимости результатов от ресурсов, условий и внесистемных факторов, идентифицировать складывающиеся тенденции, модели и соотношения, выявить отклонения от сложившихся тенденций и соотношений и на этой основе определить сильные и слабые стороны территориальной образовательной системы, целевые значения индикаторов. Динамический анализ позволяет дать оценку деятельности системы в целом, оценить результативность проектов, программ, значимых управленческих действий, выявить связи и зависимости результатов от ресурсов, условий и внесистемных факторов, идентифицировать складывающиеся тенденции, модели и соотношения, выявить отклонения от сложившихся тенденций и соотношений и на этой основе определить сильные и слабые стороны территориальной образовательной системы, целевые значения индикаторов. Эффективность принятия управленческих решений обеспечивает одновременное использование сопоставительного и динамического анализа оценки качества образования.
9 Методология расчета интегрального показателя качества деятельности образовательной системы «Индекс качества образования», Частные индексы: «Индекс качества условий», «Индекс качества результатов», «Индекс качества процесса»
10 Параметры и обозначения: Индикаторы (ui) Индикаторы (ui) Показатели (Пi) Показатели (Пi) Частные индексы (Иi) Частные индексы (Иi) Индекс качества образования (Ико). Индекс качества образования (Ико). Вес индикатора - кi Вес индикатора - кi Методология расчета «Индекса качества образования» Расчет фактического значения индикатора Отношение/доля: Расчет значения показателя - П П = кi×ui кn×un кол-во гениев общее кол-во детей = 0,1
11 Расчет частных индексов оценочных матриц - Иi Иу; Ир; Ип = (П Пn) / n, где Иу; Ир; Ип = (П Пn) / n, где Индекс качества условий - Иу Индекс качества условий - Иу Индекс качества результата -Ир Индекс качества результата -Ир Индекс качества процесса - Ип. Индекс качества процесса - Ип. n - количество показателей в индексе n - количество показателей в индексе
12 Примеры показателей и индикаторов для рейтингования муниципалитетовПоказателиИндикаторы Удель- ный вес Методика расчета Уровень готовности дошкольников к школе Доля детей, готовых к обучению в начальной школе 1 Количество детей, готовых к обучению в начальной школе : общее количество первоклассников Уровень адаптации обучающихся при переходе на другую ступень обучения Доля детей, успешно адаптированных к обучению в начальной школе 0,3 Количество первоклассников успешно адаптированных к обучению в начальной школе : общее количество первоклассников Доля обучающихся, успешно прошедших адаптацию при переходе из одной на другую ступень обучения (5 классы) 0,4 Количество обучающихся, успешно прошедших адаптацию при переходе из одной на другую ступень обучения : общее количество пятиклассников Доля обучающихся, успешно прошедших адаптацию при переходе из одной на другую ступень обучения (10 классы) 0,3 Количество обучающихся, успешно прошедших адаптацию при переходе из одной на другую ступень обучения :общее количество десятиклассников
13 Расчет итогового «Индекса качества образования» - Ико Ико = М1Иу + М2Ир + М3Ип, где коэффициенты веса индексов частных матриц М1, М2, М3 и М1 + М2 + М3 = 1. Частный случай М1 = М2 = М3 = 1/3
14 Выполнение федеральных обязательств Администрирование Региональная образовательная политика Ситуативное реагирование Управление, менеджмент Управление качеством образования Система статистик (в лучшем случае индикаторов) Система показателей и индексов Укрепляются постсоветские институты власти Создаются инновационные инфраструктуры Бюрократическая революция Бюрократическая система отчетности Менеджерская революция Появляются инструменты принятия решений