Педагогический совет Тема: Профилактика ксенофобии и развитие толерантных установок у всех участников образовательного процесса.
Цель: Создание комплексной программы по профилактике ксенофобии, воспитанию толерантности и внедрение ее в образовательную программу школы.
По данным Левада-Центра, на протяжении последних лет большинство россиян поддерживает националистическую идею "Россия для русских".националистическую идею "Россия для русских" Данные последнего опроса таковы: 19 % россиян заявляют, что ее давно пора осуществить, 35% тоже хотели бы ее осуществить, но в разумных пределах, и только 21% опрошенных отвергают эту идею, полагая, что это настоящий фашизм. Остальных эта проблема не интересует.
Ксенофобия – это «основная психологическая движущая сила самых кровавых и бессмысленных конфликтов в истории человечества. Она психологический механизм всех религиозных и межнациональных войн, геноцида, погромов и этнических чисток…Ксенофобия цепная реакция, быстро становящаяся неуправляемой, кислота, разъедающая общество. Ее легко разжечь, остановить же практически невозможно» А.С.Штемберг
Интолерантность - нетерпимость основывается на убеждении, что твои взгляды, твой образ жизни правильнее других. Нетерпимость – не просто отсутствие чувства солидарности, это неприятие другого за то, что он чувствует. Интолерантные личности делят мир на черный и белый. Для них есть только два вида людей – хорошие и плохие и только один правильный путь в жизни. Они не могут относиться к чему – то нейтрально и все происходящее либо одобряют, либо нет.
Толерантность – признание, уважение и соблюдение прав и свобод всех людей без различения социальных, классовых, религиозных, этнических и иных особенностей.
Основными составляющими системы толерантности являются: презумпция личности - оценка каждого человека по его конкретным чертам и поступкам, а не на основе его национальной, религиозной и других характеристик; презумпция прав человека - каждый человек имеет право на любые проявления национальных, религиозных и других характеристик в своем поведении и высказываниях, если они не противоречат нормам права и морали общества и общности; ориентация на терпимость к недостаткам, слабостям и ошибкам других людей, если они не противоречат нормам морали и права говоря другим языком, готовность прощать людям все их грехи за исключением особенно тяжких; ценность согласия и ненасильственного разрешения конфликтов; ценность человеческой жизни и отсутствия физических страданий; ценность следования нормам права; ценность сострадания, сопереживания, сочувствия.
Толерантность Прощение Милосердие Милосердие Сострадание Терпимость Сочувствие Уважение Содействие Взаимопонимание
СТЕРЕОТИПЫ - это неправомочные обобщения, которые мы делаем по поводу тех, о ком мы мало знаем. Человеческий мозг устроен таким образом, что он постоянно классифицирует все, что встречает в реальности. Когда у нас не хватает информации о каком-то предмете, мы относим его к определенной категории и приписываем ему определенные качества. Так мы решаем, что «все русские много пьют», а «все подростки употребляют наркотики». Толерантности мешают стереотипы и предрассудки
Предрассудок - негативное отношение к человеку ли какой-нибудь группе людей, о которых вы на самом деле ничего не знаете. Это также негативное отношение на основании не личного знакомства с человеком, а мнения (стереотипа) по поводу группы, к которой он принадлежит. Он обычно появляется у нас благодаря тому, что уже принят в том обществе или группе, где мы находимся. Существуют разные виды предрассудков. Они могут быть связаны с полом, возрастом, национальной принадлежностью, приверженностью к определенной религии, происхождением, уровнем дохода, сексуальной ориентацией или инвалидностью человека.
КАК ВОСПИТАТЬ ТОЛЕРАНТНОГО ЧЕЛОВЕКА?
Воспитание у детей и подростков миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать Создание толерантной среды в обществе и в сфере образования ЗАДАЧИ Цель воспитания толерантности – воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной,социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.
1) формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме; 2) формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре; 3) развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию; 4) развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения; 5) формирование умения определять границы толерантности. Воспитание у детей и подростков миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать Создание толерантной среды в обществе и в сфере образования 1) профилактика терроризма, экстремизма и агрессии в обществе; 2) гуманнизация и демократизация существующих взаимоотношений взрослых и детей, системы обучения и воспитания; 3) включение в реформирование образования ведущих идей педагогики толерантности; 4) реформирование системы подготовки будущих педагогов к воспитанию толерантности у детей и подростков.
Толерантная личность воспитанника Психолого- педагогическая поддержка Позитивный опыт толерантного взаимодействия Диалог Демократический стиль педагогического руководства Психологическая защищенность Благоприятная психологическая среда в педагогическом коллективе Благоприятная здоровая атмосфера в детском коллективе Сотрудничество Позитивные взаимоотношения детей и взрослых
1. КАКОВЫ ФАКТОРЫ ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧЕНИКОВ НАШЕЙ ШКОЛЫ? ?
РЕШЕНИЕ ПЕДСОВЕТА. 1. Принять к сведению и активно использовать в работе с учащимися полученные рекомендации по формированию системы отношений как условий комфортного пребывания учащихся и учителей. 2. Провести классные часы и родительские собрания на тему формирование толерантных отношений. 3. Подготовить и сдать конспект урока или разработку воспитательного мероприятия (коллективного дела) отражающих методические подходы к формированию толерантности у учащихся. 4. Осуществлять мониторинг межличностных отношений для дальнейшей индивидуальной работы по формированию комфортного пребывания в школе. 5. Психолого-социальной службе школы разработать программы по формированию установок толерантности у школьников(сроки, ответственные).