Проектирование в решении проблем детского неблагополучия в школе Подготовила Леонова Н.А.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ Социально – педагогический анализ экономической, социокультурной, демографической ситуации Социально – педагогическое прогнозирование деятельности учреждения на лет Разработку концепции развития, социальных проектов, программирование преобразований Разработку научно – методического сопровождения социальных проектов и программ, и мониторинга.
Задачи проектирования: * обоснование конкретных направлений поиска в создании условий развития системы * прогнозирование развития, выдвижение новых целей организационной деятельности * организация процессов, обеспечивающих достижение этих целей * анализ и коррекция деятельности.
СТАТИСТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ 127 семей: Неполные семьи – 62% В том числе матери – одиночки – 46,6% В семьях матерей –одиночек проблема алкоголизма не основа – 47% В полных семьях алкоголизм встречается - 71%
категории беспризорников: ** 1 –я категория: постоянно живущие на улице – 1,4 %; ** 2 –я категория: периодически живущие на улице – 15 %; ** 3 –я категория: ночующие дома, но основную часть времени проводящие на улице, живущие интересами улицы – 10,3 %.
Типы проблемных семей «Трудные» родители Семьи безнадзорности Семьи безграмотности Семьи эгоистов Семьи жестокости Семьи дисфункциональные Семьи риска
Педагогически запущенных детей на качественно новый уровень, необходимо: повышение профессиональных компетенций классных руководителей, вожатых, инспектора по охране прав детства; освоение новых технологий в воспитательном пространстве; объединение усилий всех отраслей социокультурной сферы; привлечение к решению проблем воспитания родительской общественности, Комитета общественного самоуправления, отдела по делам несовершеннолетних; введение в штатное расписание ОУ должности социального педагога.
Среди причин, порождающих «трудных» подростков, можно выделить следующие: - отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет; - незнание их интересов и потребностей; - политическая, социально – экономическая и экологическая нестабильность; - усиление влияния псевдокультуры; - неблагоприятные семейно – бытовые отношения; - отсутствие контроля за поведением детей, невнимание к детям; - чрезмерное попустительство или жесткость наказания за совершенные проступки; -сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного предпринимательства; -«эпидемия» разводов; - потеря эмоциональных контактов с детьми.
Диагностическая карта «трудного» ребенка. 1. Ф.И.О., год рождения, класс, состояние здоровья, успеваемости, характера, поведения, общественной активности, состава семьи, педагогической обстановки и эмоциональных отношений в ней, семейных проблем; 2. Проведение анкетирования с целью выявления трудновоспитуемых детей в классе; 3. Установление характера педагогической запущенности, отношения к учебной деятельности, причин отставания; 4. Изучение познавательных интересов, способностей и профессиональных намерений.