План-конспект урока по обществознанию (10 класс) «Мораль. Религия» (параграф 10, стр ) Учебное пособие Обществознание: учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. учреждений: базовый уровень \ (Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.); под. ред. Л.Н. Боголюбова. – 4-е изд. – М.-: Просвещение, ОАО «Московские учебники», – 351 с. Обществознание: учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. учреждений: базовый уровень \ (Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.); под. ред. Л.Н. Боголюбова. – 4-е изд. – М.-: Просвещение, ОАО «Московские учебники», – 351 с. ГОУ СОШ 227 САО г. Москвы Абасян Р.К. Абасян Р.К.
Цели урока Образовательная – изучить мораль и религию как виды социальных регуляторов. Воспитательная – привитие уважение моральным принципам и нормам, толерантность к различным видам религий. Развивающая – продолжение развитие способности сравнивать обществововедческие термины, навыков работы с учебным текстом, историческим источником. Тип урока - комбинированный урок. Оборудование урока 1. Учебные пособия. 2. Интерактивная доска.
«Мораль. Религия». План урока 1. Повторение пройденного. 2. Изучение двух сфер духовной общественной жизни: морали и религии. 3. Закрепление пройденного материала. 4. Определение домашнего задания. 5. Подведение итогов работы на уроке.
Повторение пройденного (параграф 9 «Наука. Образование») Вопросы для повторения. Вопросы для повторения. 1. В чём заключается цель науки? 2. В чём суть разделения науки на фундаментальную и прикладную, приведите примеры каждого вида науки? 3. Что такое НТП, приведите три примера её влияния на общественное развитие? 4. В чём выражается такая характерная черта современной науки как универсальность?
Вопросы для повторения. 1. Что Адам Смит называл «вершителем всех действий» человечества, согласны ли Вы с данным утверждением? 2. Какой федеральный закон является определяющим для современного российского образования? 3. Как в этом документе законодатель определяет образование? 4. Ответить на вопрос 4, 5, 8 на стр Прочитайте фрагмент выступления Президента РАН Ю.С.Осипова и ответить на вопросы к тексту 1,2 на стр. 98.
Тема урока «Мораль. Религия» Прочитать первый абзац на стр. 100 и записать в тетрадь, четыре характеристики морали и религии МоральРелигия 1. Самые древние социальные регуляторы – общая сфера регулирования – поведение людей. 2. Возникли задолго до возникновения письменности. 3. Составляющие духовной жизни общества. 4. Взаимно влияют друг на друга.
Тема «Мораль» прочитать определение морали на стр. 102 и записать его в тетрадь: «Мораль, Нравственность» -тип регуляции поведения людей на основе следования определённым нормам. «Этика» - философская дисциплина, теория морали. Мораль – совокупность: 1.Нравстенынных категории –честь, добро. 2. Нравственных принципов – альтруизм, эгоизм. 3. Нравственных законов – «Золотое правило морали».
Тема «Мораль» Примеры нравственных категорий ДоброИстинаСправедливостьЧестность
Тема «Мораль» Нравственные (моральные) принципы АЛЬТРУИЗМЭГОИЗМ поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, предпочтение своих интересов интересам других людей бескорыстная забота о благе других людей Приведите примеры
Тема «Мораль» Моральные правила И. Кант ( ) 1. Категорический императив: «Поступать всегда в соответствии с принципом, который в любое время мог бы стать всеобщим нравственным законом!» «Поступать всегда в соответствии с принципом, который в любое время мог бы стать всеобщим нравственным законом!» 2. Золоте правило морали: «Поступай по отношению к другим так, как ты хочешь, чтобы они поступали по отношению к тебе!» «Поступай по отношению к другим так, как ты хочешь, чтобы они поступали по отношению к тебе!»
Тема «Религия» Религия - мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование сверхъестественного. Прочитать текст на стр. 108 и записать: Прочитать текст на стр. 108 и записать: - «Религия» - с латинского переводится … - Религиоведение – это… - Политеизм – это… - Политеизм – это… - Монотеизм – это… - Монотеизм – это…
Тема «Религия» Элементы религии Взгляды Культ (система религиозных обрядов) Организация (церковь)
Виды религий НациональныеМировые Христианство Православие Католицизм Протестантизм Ислам Шиизм Суннизм Буддизм
Закрепление пройденного материала Сфера Морали Сфера Религии - нравственность; - этика; - нравственные категории; - нравственные принципы; - нравственные принципы; - нравственные нормы; - нравственные нормы; - категорически императив; - золотое правило морали. - золотое правило морали. - религиоведение; - религиоведение; - политеизм; - политеизм; - культ; - культ; - церковь; - церковь; - мировые и национальные религии; - мировые и национальные религии; - православие и католицизм; - православие и католицизм; - буддизм и ислам. - буддизм и ислам.
Закрепление 1. В чём суть морали и религии, что их объединяет и сближает? 2. Какая существует связь между нравственными категориями, принципами и законами? 3. В отличие от норм закона правила морали крайне редко выражают на бумаге, как Вы думаете, почему, возможно ли считать этот факт её слабой стороной? 4. Приведите примеры религиозных взглядов, культа и церковной организации? 5. В чём принципиальное отличие мировых религий от национальных? 6. Как Вы думаете, почему Карл Маркс называл религию опиумом для народа?
Закрепление Возможно ли изобразить взаимодействие морали, религии, права данной диаграммой? Аргументируйте свою точку зрения!!! Возможно ли изобразить взаимодействие морали, религии, права данной диаграммой? Аргументируйте свою точку зрения!!! Религия МоральПраво
Домашнее задание Прочитать параграф 10 «Мораль. Религия», стр , приготовить устные ответы на вопросы 1,4,6 на стр Прочитать параграф 10 «Мораль. Религия», стр , приготовить устные ответы на вопросы 1,4,6 на стр Прочитайте фрагмент работы испанского философа Х. Ортоеги-и-Гассета на стр. 111 и сформулируйте письменно ответы на вопросы 1,2. Прочитайте фрагмент работы испанского философа Х. Ортоеги-и-Гассета на стр. 111 и сформулируйте письменно ответы на вопросы 1,2. Задание повышенной сложности Прочитать задание на стр и предложить свой вариант разрешения проблемы. Прочитать задание на стр и предложить свой вариант разрешения проблемы.