Щуркова Н.Е., доктор педагогических наук, профессор. Идея воспитания: Личность, способная строить жизнь, достойную человека Воспитательная система Надежды Егоровны Щурковой «Современная модель воспитательной системы класса»
Программа воспитания школьника составлена на основании многолетней опытно- экспериментальной работы множества школ целого ряда регионов России; отражает новое гуманистическое направление и воспитательной деятельности школьных педагогов; учитывает свершившиеся коренные переломы в социальной жизни страны; содействует организации воспитания как фактора вхождения российского общества в контекст мировой культуры.
Социокультурологический подход. Н. Е. Щуркова характеризует воспитание как организованное, целенаправленное, социально и психологически разработанное введение ребенка в контекст современной общечеловеческой культуры, его совместное с педагогом вхождение в культуру, где человек рассматривается как продукт и дитя природы, выступающий одно- временно как продукт, так и творец природы.
Н. Е. Щуркова рассматривает воспитательную работу как совместные действия учителя и учащихся, направленные на обогащение общечеловеческими духовными ценностями, на познание себя и другого человека, на развитие саморегуляции, самоорганизации деятельности и поведения. При этом важная роль отводится готовности учителя наблюдать, анализировать и корректировать процесс воспитания и развития личности.
Раздел I. Формирование ценностного отношения в Природе как общему дому человечества. Природа как все сущее, весь мир в многообразии его форм; Вселенная. Природа, как совокупность естественных условий жизни человека, окружающая среда обитания человека. Природа живая, как растительный и животный мир; как совокупность представителей флоры и фауны. Неживая природа. Связь живого и неживого. Единство и гармония природы. Разделы программы.
Раздел II. Формирование ценностных отношений к нормам культурной жизни. Гигиеническая культура и приобщение к ней. Уход за своим телом. Культура питания. Культура сна. Уход за одеждой и жилищем. Гигиена девочки и гигиена мальчика. Культура поведения во время болезни. Физическая культура, приобщение к физической культуре детей. Походка, пластика, ритмика, физические упражнения для совершенствования организма. Водные и воздушные процедуры. Культура телодвижений. Язык тела. Сила и гибкость мужского тела. Грациозность и легкость женского тела.
Раздел III. о человеке как субъекте жизни и Формирование представлений наивысшей ценности на земле. Деятельность как способ существования и выражения «Я» человека. Виды деятельности человека: познавательная, трудовая, художественная, общение, спортивная, ценностно- ориентировочная, общественная. Духовная деятельность, как особый вид деятельности по осмыслению своей жизни. Персонажи великих и выдающихся людей, как пример высочайших духовных достижений человека. Человек и природа.
Раздел IV. Формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни. Родина, как место, где родился человек и познал счастье жизни. Природа родины. Язык родной. Традиции, нравы, обычаи родины. История родины. Понятие соотече ственника. Национальные особенности жизни людей. Особенность жизни многонационального общества. Интернационализм как нравственное качество человека. Патриотизм как отношение к Отечеству.
Раздел V. Формирование образа жизни, достойной Человека. Цивилизация как совокупность материальных ценно стей и средств существования человека. Формирование отношения к материальным ценностям. «Вочеловечивание» как взгляд на предмет с позиции человеческой жизни. Забота о сохранности материальных ценностей как забота о благе человека. Добро как общая категория, отражающая закон человеческой жизни, обеспечивающий защищенность каждого человека. Добро все то, что является благом для другого. Внимание к «другому» как исходное основание для жизни по законам добра.
Раздел VI. Формирование жизненной позиции. Развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути. Назначение человека в жизни: мыслить («homo sapiens»), содействовать благу других («homo movalis»), созидать («homo faber») как принципиальное отличие человека от животного. Мир в его целостном восприятии. Гармония мира и единство. Формирование вкуса к жизни в процессе целостного его восприятия. Общение с миром как таковым. Преодоление раздвоенности и односторонности в оценивании жизни на земле. «Остранение» действительности как способ ее познания и оценки.
Младшеклассник Младший подросток Старший подросток Старшеклассник Выпускник ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКА Первоклассник
Выпускник молодой человек, стоящий на рубеже новой жизни; за этим рубежом нет приготовленной программы и обрисованного пути; свободный выбор станет теперь определять ход его жизни. Последний школьный год чрезвычайно важен, «Я» школьника несет ответственность за свое будущее. Все предыдущие годы развивали в подрастающей личности ее субъектность как способность осознавать себя носителем воли, сознания, отношения. Теперь перед субъектом впервые в своей полноте предстает его собственная жизнь как продукт его усилий. И центральным ценностным объектом духовного осмысления становится «Моя жизнь и мое «Я» как субъект этой жизни». Задачей выступает формирование жизненной позиции, то есть, общего отношения к жизни как таковой и своему «Я» как строителю этой жизни. Модель выпускника