Обучение учителей планированию уроков, направленных на получение метапредметных и личностных результатов
Предметные опыт получения, преобразования и применения предметных знаний система знаний – основа научной картины мира Метапредметные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные) - основа умения учиться межпредметные понятия Личностные ценностно- смысловые установки личностной позиции, основы российской и гражданской идентичности, соц.компетентности, мотивация ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФГОС – это требования к … СТРУКТУРЕРЕЗУЛЬТАТАМ освоения основной образовательной программы УСЛОВИЯМ реализации
Суть СДП Способ обучения на основе системно-деятельностного подхода обеспечивает учащимся возможность прохождения всех 4 этапов формирования комплекса УУД в их достаточной полноте. Пробное действие Затруд- нение Мотивация КИ П цель проект Рефлексивный метод Само- оценка Реали- зация проекта Само- контроль Структура учебной деятельности Кто должен пройти этот путь? Что при этом делает учитель?
Поиск решения проблемы Как конкретно мы предлагаем на уроках формировать УУД? (на примере начальной школы)
5 1. Как проектировать метапредметные результаты урока (УУД) 1 шаг – выбор планируемого метапредметного результата (УУД) для данного урока 2 шаг – подбор заданий для для достижения метапредметного результата 3 шаг – разработка урока по предмету с учетом планируемых метапредметных результатов
1 шаг – выбор планируемого метапредметного результата (УУД) для данного урока Кто выбирает метапредметный результат? 6 Учитель и ученики
1 шаг – выбор планируемого метапредметного результата (УУД) для данного урока Где записаны метапредметные результаты? 7 В дневниках Образовательной системы «Школа 2100».
Куда мы записываем метапредметный результат, который мы выбрали и к которому будем стремиться? 8 1 шаг – выбор планируемого метапредметного результата (УУД) для данного урока
Как часто на уроках мы будем планировать специальную работу, нацеленную на метапредметный результат? 9 На каждом уроке невозможно. Один раз в день на одном предмете нецелесообразно. Итог: минимум по 2 урока каждый день.
2 шаг – подбор заданий для достижения метапредметного результата Какое из заданий позволит достичь метапредметного результата? 10 Продуктивное задание.
2 шаг – подбор заданий для достижения метапредметного результата На какое умение нацелено это задание? 11 Наблюдаю и делаю самостоятельные выводы.
ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ - главное средство развития умений Традиционные задания Задания в учебниках «Школы 2100» 3-4 кл. 1. За что люди стали называть Петра Великим? (Окружающий мир, 3 кл.) 1. Перед вами план спортивного зала. Зелёным цветом показано место, которое нужно выложить вплотную друг к другу резиновыми ковриками. Сколько таких ковриков надо взять, если длина зала 8м, ширина – 6 м., а размер одного коврика 1мх 1м?(Математика) Как найти площадь прямоугольника, если известны длины его сторон? Перескажи текст о Петре I. Как люди используют энергию? 1. Поработайте в паре: один называет источник энергии, другой способ его использование в хозяйстве человека? (Окружающий мир, 4 кл.)
Как строить полный ответ на продуктивный вопрос? Осмыслить задание (что надо сделать?) Найти нужную информацию (текст, рис…) Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, дать оценку…) Сформулировать мысленно ответ, используя слова: «я считаю что…, потому что во-первых…, во-вторых… и т.д.».) Дать полный ответ (рассказ), не рассчитывая на наводящие вопросы учителя
14 3 шаг. Разработка урока по предмету с учетом сформулированных метапредметных результатов 1 этап – определение нового знания (минимума) 2 этап – определение целей урока 3 этап – конструирование проблемной ситуации 4 этап – разработка диалога со школьниками 5 этап – выбор максимума, с которым можно познакомить школьников в оставшееся на уроке время (лучше его определить с ребятами)
Познавательные действия Добывать i 1, Перерабатывать i Представлять i Простые факты, Наглядные явления, Отдельные события, Образы понятий. Извлекать i из текста, таблиц, схем, иллюстр. Свой текст (краткий), Таблицы, схемы (простые) Простые системы фактов и явлений, цепочки событий Абстрактные понятия (огранич.сложн-ти) Сопоставлять и отбирать i из разных источников +Развернутый/ сжатый вид, опорный конспект Находить i в учебнике (разворот, оглавление, словарь), отделять известное от неизвестного Небольшой пересказ простого текста Простой план Делать выводы, оперируя с предметами и их образами.
Регулятивные действия 1, Действия по плану Оценка результата Работая по плану, сверять свои действия с цель Совместно с учителем- определять учебную проблему, составлять план Самооценка успешности в диалоге с учителем и самостоятельно + с использованием различных средств (доп.литература) + самостоятельно выбирать тему (цель) проекта (учитель- «консультант») Самостоятельная оценка успешности (учитель- «консультант») Совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки Работать по предложенному плану, использовать учебник Цель и план
Понять другихДоговориться Принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою Выражать свои мысли устно и письменно (кратко), с аргументами Выполнять различные роли в группе (организатор, исполнитель…) Понимать точку зрения другого +письменные тексты с аргументами и фактами Самостоятельно работать в группе = коллективное решение Высказывать свои мысли (предложение- текст), вступать в беседу Договариваться о правилах общения; учиться выполнять роли в группе. Слушать и понимать других, в т.ч. выразительно читать чужие тексты Коммуникативные действия Донести свое
Личностные результаты ОбъяснятьСамоопределяться +с позиции российских гражданских и общечел. ценностей Отделять поступки от человека. Отмечать неоднозначные поступки (нельзя оценить как «хорошие» или «плохие») В моделях ситуаций делать выбор поступка, как представитель своего народа, гражданин России Отдельные поступки и явления в т.ч. неоднозначные С разных точек зрения нравственных, гражданских… Сравнивать с оценками других и объяснять отличия Оценивать однозначные поступки, как «плохие» или «хорошие» с позиции нравственных ценностей В предложенных ситуациях делать моральный выбор поступка Объяснять оценки однозначно оцениваемых поступков (хорошо/плохо) с позиции нравственных ценностей Оценивать