Повышение грамотности учащихся через новые подходы к обучению орфографии Отчет по теме самообразования Учитель: Агрусева И.Б.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Из опыта работы учителя начальных классов МОУ СОШ 4 Чурсиной Анны Евгеньевны.
Advertisements

Формирование орфографической зоркости у младших школьников приложение.
Никитина Наталья Борисовнаучитель начальных классов высшей квалификационной категории МОУ лицея 15 г.Ставрополя.
Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах Учитель начальных классов Андреева.
«Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах» 1. Пути совершенствования орфографической подготовки младших школьников. 2. Формирование.
«Чтоб ошибок избежать, зоркость надо развивать!» О развитии орфографической зоркости у младших школьников.
«Фонематический подход при формировании орфографической зоркости у учащихся» Автор работы: Лапаева В.Н.
Это написание, которое не устанавливается на слух.
Презентация Учителя начальных классов Учителя начальных классов Парыкиной И. В.
Основное направление моей педагогической деятельности: Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка Как научить грамотно писать – эта проблема.
Федорова Наталия Александровна, учитель начальных классов «Моделирование в начальных классах на уроках русского языка» МБОУ «Цнинская СОШ 1»
Тема: «Развитие орфографической зоркости в начальных классах» Учитель начальных классов Чаганской СОШ Урашева Г.Р.
МОУ СОШ 25 Гулькевичского района Краснодарского края.
Методы, приемы и средства выработки орфографической зоркости на уроках русского языка в 5 классе Из опыта работы учителя русского языка и литературы Солодовник.
Формирование орфографических умений обучающихся средствами методического аппарата УМК по русскому языку автора М.С.Соловейчик Учитель Кондратюк И.В.
Орфография (от греч. orthos «правильно» и graphо «пишу») – это исторически сложившаяся система правил, устанавливающих написания слов. Орфограмма (от.
Сочинение- рассуждение на лингвистическую тему в 9 классе.
Индивидуальная самостоятельная работа над ошибками Недосекова И.М.
Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка по развивающей системе Л.В.Занкова.
Развитие орфографической зоркости учащихся в началиной школе на уроках русского языка как важнейший фактор формирования навыков грамотного письма. Учитель.
Транксрипт:

Повышение грамотности учащихся через новые подходы к обучению орфографии Отчет по теме самообразования Учитель: Агрусева И.Б.

Орфографическая грамотность Выступает составной частью общей языковой культуры человека Обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимание при письменном общении

Орфографический навык автоматизированное «правилосообразное» действие, предполагающее знание орфографических правил и умение применять их в процессе письма.

Теоретические вопросы лингвистические основы правописания структура орфографического действия

Принципы русской орфографии Морфологический Фонематический Фонетический Традиционно-исторический Дифференцирующие написания

Морфологический принцип предполагает - единообразное, одинаковое написание морфем – корня, приставки, суффикса, окончания, независимо от фонетических изменений в звучащем слове, происходящих при образовании родственных слов или формы слова.

Фонематический принцип состоит в том, что буквой на письме в русском языке обозначается не каждый конкретный звук, а весь ряд фонем по сильной позиции, т. е. в процессе письма мы обозначаем не изменчивый звуковой состав, а постоянный фонемный состав, который устанавливается по сильным позициям рядов позиционно чередующихся звуков. Фонема – это ряд позиционно чередующихся звуков. Гла|з|а – гла|с| - гла|с|ки - /з/ - з В|о|ды – в|а|дичка – в|ъ|дяной - /о/ - о

Фонетический ( пишу, как слышу: луна ) Традиционно-исторические написания - это такие написания, которые не зависят ни от морфем, ни от произношения, где сохраняется письмо по традиции. Дифференцирующие написания – это омонимы по произношению (компания- кампания, плач – плачь, рож – рожь, тушь - туш), слитные, полуслитные и раздельные написания.

Фонетические умения 1 Умение слышать звучащее слово в правильном орфоэпическом режиме 2 Умение интонационно выделять и называть по порядку звуки в слове 3 Умение ориентироваться в звуках- «соседях» 4 Умение характеризовать звуки

Этапы решения орфографической задачи (М.Р. Львов) Для решения орфографической задачи ученик должен: 1. увидеть орфограмму в слове; 2. определить её вид; 3. определить способ решения задачи в зависимости от вида орфограммы; 4. определить шаги, ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм решения; 5. решить задачу, т.е. выполнить последовательно действия по алгоритму; 6. написать слово в соответствии с решением орфографической задачи.

Структура орфографического действия 1. Нахождение орфограммы – постановка орфографической задачи 2. Выбор способа решения орфографической задачи (правило, которое следует применить) 3. Выполнение намеченной последовательности действий – решение орфографической задачи 4. Осуществление орфографического самоконтроля

Орфографические умения: 1. ставить орфографические задачи, т. е обнаруживать орфограммы (обладать орфографической зоркостью) 2. устанавливать тип орфограммы, соотносить её с определённым правилом (выбирать способ решения задачи) 3. применять правило (верно выполнять предписываемый им способ решения поставленной задачи) 4. проверять написанное (осуществлять орфографический самоконтроль)

Орфографическая зоркость Орфографическая зоркость – это умение позиционно оценивать каждый звук в слове, различая, какой из них в сильной позиции, а какой - в слабой и значит, какой звук однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при одинаковом звучании. Орфографическая зоркость – это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где возможен выбор написания.

Условия успешной работы над формированием орфографической зоркости на самых ранних этапах обучения обеспечить разграничение детьми понятий звук и буква, достаточное развитие всего комплекса фонетических умений; познакомить учащихся с признаками наиболее частотных орфограмм; систематически тренировать школьников в нахождении орфограмм, предлагая для этого специальные упражнения.

Феномен «природной» грамотности ориентиру ются в смысловой Хорошо читающие структуре текста Группа 1 Группа 2 Хорошо читающие дети Хорошо ориентируются в смысловой структуре текста Присуща орфографи ческая ориентировка в тексте

Организация работы по формированию орфографической ориентировки в тексте на межпредметном уровне. Кто заметил, как пишется слово …? Кому удалось обратить внимание на написание слова …? Какое слово пишется не так, как слышится? Что необычного вы заметили в написании слова …? Кто сможет орфографически проговорить, не глядя в текст, названия городов, которые встретились в статье? И т. д.

Этапы обучения списыванию по правилам 1. Письмо под диктовку в заданном темпе с проговариванием. 2. Организация списывания по типу зрительных диктантов. 3. Самостоятельное списывание текста. 4. Обучение действиям самоконтроля и самооценки. 5. Автоматизация умения совмещать в процессе чтения смысловую и орфографическую ориентировку.

Опознавательные признаки орфограмм Для гласных – положение без ударения Для согласных – парность по глухости- звонкости, нахождение на конце слов и перед другими согласными, кроме непарных звонких, [в] и [в`].

Как писать без ошибок? находи в слове орфограммы и определяй, знаешь ли буквы. знаешь – пиши без пропусков, отмечай орфограммы не знаешь – пиши с пропуском попробуй узнать буквы, если узнал(а) – вставь и подчеркни, не узнал(а) – оставь пропуск проверь читай по слогам, снова находи все орфограммы где можешь, объясняй выбор буквы, решай, нет ли ошибок есть ошибки – исправляй, сомневаешься – ставь над буквой вопрос

Как искать проверочные слова для корня? 2. Измени проверяемое слово Предмет Ед. ч. Мн.ч. Много кого? Чего? Признак Каков? Действие Что (с)делает? Что (с)делал? Что (с)делаю? 1. Объясни значение с помощью родственного слова или подбери другое родственное слово 3. Если нужно, выполни оба действия.

Действия ученика при написании окончаний существительных определить падеж 1 определить склонение 2 вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже 3 написать окончание существительного 4

Алгоритм действий ученика при написании окончаний существительных по начальной форме определить тип склонения; подобрать проверочное слово того же склонения с ударным окончанием; подставить его на место проверяемого слова; написать в окончании проверяемого слова ту же букву, что и в окончании проверочного; проверь себя: определи падеж существительного и вспомни падежное окончание.

Слова «костыли» Грудь 3 Плечо 2 Рука 1

Карточка - помощница I спряжение Е или УТ, ЮТ ЕдУТ II спряжение И или АТ, ЯТ И спЯТ Кроме 1 лица единственного числа

1. окончание безударное? Если да, то шаг задай вопрос к глаголу – определи вопрос неопределённой формы (не забудь про букву С в вопросе); 3. поставь глагол в неопределённую форму; 4. на –ить? 5. определи спряжение; 6. определи лицо, число глагола; 7. впиши безударную гласную в окончание глагола.

Орфографический самоконтроль – это умение контролировать ход орфографического действия, т. е. правильность следования алгоритму решения задачи письма, и оценивать результат – выбранную букву – с точки зрения соответствия или несоответствия нормам орфографии.

Ключевые моменты самоконтроля Что проверять, т. е. перечень орфограмм, подлежащих контролю на данном этапе обучения; Как проверять, т. е. иметь набор необходимых операций.

Описки (опечатки) Орфографи ческие ошибки Нужно быть внимательным Нужно знать правила Ошибки Чтобы не было ошибок

Как проверить письменную работу? 1. Читай по слогам и слушай себя – нет ли описок. 2. Отмечай все орфограммы. 3. Где можешь, объясняй выбор буквы и решай, нет ли ошибок. 4. Есть – исправляй, сомневаешься – ставь над буквой ?

Способы правки ошибок подчёркиваю слово, где есть ошибка; подчёркиваю слово, где есть ошибка, а на полях знаком показываю морфему, содержащую неверное написание; если слово словарное и его нет в орфографическом словаре учебника, привожу на полях верную запись слова, а ошибку ребёнок находит сам; на полях ставлю знак ошибки, а рядом указание на часть речи; указываю номер страницы учебника, где сформулировано правило, дана рекомендация; указываю правило, которое следует повторить (если его изучали не в этом учебном году).

Как работать над ошибками? найди подчёркнутое слово; определи, в какой части слова допущена ошибка, обозначь её; выпиши слово с пропуском на месте той буквы, которая выбрана неверно; реши, какое правило следует применять; выполни нужные действия и вставь букву; исправь ошибку в тексте.

Условия успешного формирования орфографического самоконтроля чтобы самоконтроль стал мотивированным и осознанным, нужно обеспечить его мотивацию; младших школьников необходимо приучать контролировать не только результат орфографического действия, но и его ход; школьников важно не только научить, но и приучить выполнять самоконтроль, для этого служат специальные памятки; чтобы повысить обучающий эффект работы над ошибками, необходимо специально выбирать способ их показа, а не ограничиваться простым исправлением.

Литература: Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. М., Репкин В. В. Развивающее обучение языку и проблема орфографической грамотности.//Начальная школа. 1999, 7, с Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения/Под редакцией М. С. Соловейчик. М., 1993.