ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ИСТОРИИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА ТЕМУ: ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ АРХИТЕКТУРЫ XVIII ВЕКА Выполнила: Проверила: Ст-т гр. ОС-81 Соколова А. Г. Пузанская М. В. Красноярск, 2009
ВВЕДЕНИЕ I. АРХИТЕКТУРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА. II. АРХИТЕКТУРА МОСКВЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА. III. АРХИТЕКТУРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ВТОРОЙПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА. IV. АРХИТЕКТУРА МОСКВЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.
Своеобразно нарастает динамика стилевого развития русской архитектуры XVIII века. В стране освоение западноевропейских стилей неизбежно протекает ускоренными темпами. Это выражается в многостилье, когда русское искусство образно говоря «примеряло» себя к разным европейским стилям, еще не сделав окончательного выбора, совмещая в себе черты барокко, классицизма и рококо. Эпицентром передовых веяний в архитектуре и градостроительстве стала российская столица Санкт- Петербург – ровесница века, задуманная. как образец новой культуры.
Архитектор и инженер, швейцарец по происхождению. С 1703 года работал в России, став первым архитектором Санкт-Петербурга. Трезини заложил основы европейской школы в русской архитектуре. Повлиял на многих последующих архитекторов, в том числе у него учился Михаил Земцов, с 1710 года приставленный по приказу Петра I помощником к Трезини. «Петропавловская крепость (Санкт-Питер-Бурх)». «Петропавловский собор». «Здание 12 коллегий» ( теперь главное здание Петербургского университета). «Летний дворец».
Знаменитый русский архитектор итальянского происхождения. Сын известного скульптора и архитектора Бартоломео Карло Растрелли, обрусевшего итальянца. Наиболее яркий представитель русского барокко. Ф. Б. Растрелли соединил элементы европейского барокко с русскими архитектурными традициями. «Большой дворец в Петергофе». «Зимний дворец». «Екатерининский (Большой) дворец». Царское Село. «Собор Воскресения Смольного монастыря».
«Сухарева башня» (подобно средневековым западноевропейским соборам и ратушам, она была увенчана башенкой с часами. В 1934 г. Сухарева башня была разобрана, так как «мешала движению»).
«Меньшикова башня (Церковь Архангела Гавриила у Мясницких ворот)».
«Колокольня Троице-Сергиева монастыря». «Красные ворота в Москве» (в 1928 г. сооружение было разобрано в связи с реконструкцией площади. Теперь на месте Красных ворот стоит павильон метро).
Итальянский архитектор, в годах придворный архитектор Екатерины II. Сооружения Ринальди отражают переход от сложности объёмно-пространственной композиции и пластического богатства деталей в архитектуре барокко к характерным для классицизма спокойной сдержанности наружного облика здания, простоте членений и чёткости объёмов. «Павильон «Катальная горка»». Ораниенбаум. «Китайский дворец». Ораниенбаум. «Мраморный дворец в Петербурге».
Получил образование в Италии и Париже, служил в Конторе строения дворцов и садов Её Величества, состоял при архитекторе Растрелли помощником по сооружению Зимнего дворца и с 1764 года преподавал архитектуру в Академии художеств. Проектировал в пвсевдоготическом стиле и классицизме. «Чесменский дворец». «Чесменская церковь». «Решётка Летнего сада» (признанный шедевр петербургской архитектуры).
Придерживался канонов классицизма. Создал классицистический тип дворца-усадьбы, применив особую композицию с основным корпусом и боковыми флигелями (пристройками), вынесенными вперёд так, что между ними получался «почётный двор» курдонёр. «Таврический дворец князя Г. А. Потёмкина- Таврического в Петербурге».
Итальянец по происхождению и поклонник римских древностей. Строгий классицистический стиль его произведений нравился Екатерине II. «Эрмитажный театр». «Здание Академии наук». «Ассигнационный банк». «Смольный институт благородных девиц».
Шотландец, представитель классицизма. Страстный поклонник античности и творчества Андреа Палладио. Камерон в гг. создал новый ансамбль, который оказал на русскую архитектуру конца XVIII начала XIX в. огромное влияние. Это так называемая «Камеронова галерея», окружённая колоннадой. С одной стороны галереи расположена лестница, ведущая к пруду, а с другой висячий сад и павильон «Агатовых комнат». «Камеронова галерея». Царское Село. «Большой дворец». Павловск.
« Михайловский ( инженерный ) замок ».
Учился в гимназии при Московском университете, потом в только что открывшейся в Петербурге Академии художеств. Закончив учение, он посетил Францию и Италию, а возвратившись в Петербург, получил звание академика. «Царицыно». «Дом П. Е. Пашкова» (здание находится на высоком холме. В центре трёхэтажный корпус с изящным портиком, дополненным по бокам статуями. Он увенчан круглой надстройкой бельведером (итал. belvedere «красивый вид») со скульптурной композицией наверху.).
Работал в псевдоготическом стиле и классицизме. « Петровский подъездной дворец » ( был заказан Казакову в псевдоготическом стиле. Однако чёткий симметричный план замка и его интерьеры выполнены в традициях классицизма. Лишь декоративные детали фасада характерны для древнерусской архитектуры ). « Здание Сената ». « Здание университета ».
Наиболее важными прогрессивными традициями русского зодчества, имеющими огромное значение для практики поздней архитектуры, являются ансамблевость и градостроительное искусство. Если стремление к формированию архитектурных ансамблей первоначально носило интуитивный характер, то в дальнейшем времени оно стало осознанным. Архитектура преобразовывалась во времени, но тем не менее некоторые особенности русского зодчества бытовали и развивались на протяжении столетий, сохраняя традиционную устойчивость вплоть до XX века, когда космополитическая сущность империализма не стала их постепенно истирать.
I. Пилявский В.И. История Русской архитектуры/ В. И. Пилявский. Л : Изд-во «Стройиздат», – 512 с. II.