интенсивные интерактивные технологии в обучении интенсивные интерактивные технологии в обучении Кандидат педагогических наук, доцент, менеджер системы менеджмента качества (Хорватия), лауреат премии Правительства СПб за научно-педагогическую деятельность, заместитель декана по магистерским образовательным программам факультета управления РГПУ им. А.И.Герцена Бавина Полина Александровна
современные требования к системе образования современные требования к системе образования Практико- ориентированность Обучение на основе деятельности Компетентностный подход
Oxford Advanced Learners Dictionary of Current English. Oxford University Press, 1982 Компетентный (о людях) – обладающий способностью, силой, властью, умением, знанием и т.д. (чтобы сделать то, что требуется). Компетентный (о качествах) – достаточный, адекватный
Лесли Рай о «компетентности» Неосознанная некомпетентность Осознанная Некомп. Осознанная компетент Неосознанная компетентность
Влияние методов обучения на формирование компетентности Обучение других людей – 100% Индивидуальное и / или групповое проектирование - до 80% Деловые игры, кейс-технологии, имитационное моделирование – до 60% Групповые дискуссии, обсуждения – до 25% Лекции – до 5 %
Основные принципы педагогической деятельности в интерактивном обучении принципы Роль фасилитатора и модератора Субъект-субъектные Отношения Активность обучаемого Предварительная подготовка (игровое поле, рабочие группы, Техническое задание, маршруты) Самооценка, взаимооценка, дебрифинг, обратная связь
Методы интенсивного интерактивного обучения Активная лекция; Активная лекция; Групповая дискуссия; Групповая дискуссия; Погружение; Погружение; Кейс-технологии; Кейс-технологии; Ролевые игры; Ролевые игры; Деловые игры (имитационное моделирование); Деловые игры (имитационное моделирование); Групповое проектирование; Групповое проектирование; Тренинги и интерактивные упражнения и т.д. Тренинги и интерактивные упражнения и т.д.
Кейс- stady (англ. Case method, кейс-метод, кейс-стади, case-study, метод конкретных ситуаций) техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. (англ. Case method, кейс-метод, кейс-стади, case-study, метод конкретных ситуаций) техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале, или же приближены к реальной ситуации.
Лестница принятия решения Диагностика Ситуации проблематизация Сбор Альтернатив Их оценка Результативность \ Эффективность Принятие решения
История метода Harvard Business School в 1924 году - Интервью с реальными менеджерами о проблемах, их описание и выработка коллективного решения; Сегодня: - лидирующие бизнес-школы Европы INSEAD, LBS, HEC, LSE, ESADE с 50х г. - Россия – конец 90хг. (переводные и адаптированные кейсы)
Классификация кейс по структуре Структурированные кейсы (highly structured case) Неструктурированные кейсы (unstructured cases) Первооткрывательские кейсы (ground breaking cases)
Структурированные кейсы (highly structured case) Короткое и точное изложения ситуации с конкретными цифрами и данными. Для такого типа кейсов существует определенное количество правильных ответов. Предназначены для оценки знания и/или умения использовать одну формулу, навык, методику в определенной области знаний. Предназначены для оценки знания и/или умения использовать одну формулу, навык, методику в определенной области знаний.
Неструктурированные кейсы (unstructured cases). Представляют собой материал с большим количеством данных и предназначены для оценки стиля и скорости мышления, умения отделить главное от второстепенного и навыков работы в определенной области. Для них существуют несколько правильных вариантов ответов и обычно не исключается возможность нахождения нестандартного решения
Первооткрывательские кейсы (ground breaking cases) Могут быть как очень короткие, так и длинные. Наблюдение за решением такого кейса дает возможность увидеть, способен ли человек мыслить нестандартно, сколько креативных идей он может выдать за отведенное время. Если проходит групповое решение, то может ли он подхватить чужую мысль, развить ее и использовать на практике. Если проходит групповое решение, то может ли он подхватить чужую мысль, развить ее и использовать на практике.
Классификация по размеру Полные кейсы (в среднем страниц) предназначены для командной работы в течение нескольких дней и обычно подразумевают командное выступление Сжатые кейсы (3-5 страниц) предназначены для разбора непосредственно на занятии и подразумевают общую дискуссию Мини-кейсы (1-2 страницы), предназначены для разбора в классе и зачастую используются в качестве иллюстрации к теории, преподаваемой на занятии.
Классификация по уровню сложности (Ситуация + проблема + решение) (Ситуация + проблема) - решение (Ситуация) - проблема - решение
Структура кейса (традиционная) 1. Введение в историю, формулирование проблемы 2. История, обоснование (представление структурированных \неструктурированных фактов) 3. Повторение проблемы и вопросы к кейсу
Решение примера Кейс «Дамская удача» Кейс «Дамская удача» 1. Прочитайте самостоятельно историю 2. В группе обсудите историю 3. Предложите не менее 4хвариантов решения 4. Обоснуйте наиболее эффективный вариант
Методическое сопровождение 1. Текст кейса (для обучающихся) 2. Цели, задачи обучения 3. Ожидаемые результаты (моментальные \ базовые) 4. Развернутое задание 5. Вопросы к групповой дискуссии 6. Уровень сложности кейса (анализ примера)
Алгоритм разработки кейс- study интервью Постановка проблемы Изучение причин Проблемы (анализ организации) Описание ситуации Формулирование Задач Варианты решений
Задание (макс. 30 мин.) 1. Вспомните последний конфликт, произошедший на рабочем месте 2. Кратко опишите конфликт (кто, с кем и по какой причине) 3. Вспомните и опишите предысторию конфликта, состояние организации, принимаемые решения и т.д. 4. Сформулируйте возможные решения, которые бы способствовали сглаживанию (урегулированию) конфликта 5. Определите каких данных вам не хватает, для решения 6. Изложите ситуацию в структуре кейса и продумайте возможные задания для обучающихся 7. Определите уровень сложности вашего кейса и какие вопросы для обсуждения вы можете предложить 8. Определите в каких целях и в процессе изучения каких дисциплин можно применить этот кейс
Деловая игра метод имитации принятия решений руководящих работников или специалистов в различных производственных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей или человеком, в диалоговом режиме, при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределённости
Принципы Моделирование реальных условий профессиональной деятельности принцип игрового моделирования принцип совместной деятельности. принцип диалогического общения. Принцип двуплановости отражает процесс развития реальных личностных характеристик специалиста в «мнимых», игровых условиях принцип проблемности содержания имитационной модели
Признаки деловой игры Моделирование процесса труда (деятельности) руководящих работников и специалистов предприятий и организаций по выработке управленческих решений. Моделирование процесса труда (деятельности) руководящих работников и специалистов предприятий и организаций по выработке управленческих решений. Реализация процесса «цепочки решений». Поскольку в деловой игре моделируемая система рассматривается как динамическая, это приводит к тому, что игра не ограничивается решением одной задачи, а требует «цепочки решений». Решение, принимаемое участниками игры на первом этапе, воздействует на модель и изменяет её исходное состояние. Изменение состояния поступает в игровой комплекс, и на основе полученной информации участники игры вырабатывают решение на втором этапе игры и т. д. Реализация процесса «цепочки решений». Поскольку в деловой игре моделируемая система рассматривается как динамическая, это приводит к тому, что игра не ограничивается решением одной задачи, а требует «цепочки решений». Решение, принимаемое участниками игры на первом этапе, воздействует на модель и изменяет её исходное состояние. Изменение состояния поступает в игровой комплекс, и на основе полученной информации участники игры вырабатывают решение на втором этапе игры и т. д. Распределение ролей между участниками игры. Распределение ролей между участниками игры.
Признаки деловой игры Различие ролевых целей при выработке решений, которые способствуют возникновению противоречий между участниками, конфликта интересов. Различие ролевых целей при выработке решений, которые способствуют возникновению противоречий между участниками, конфликта интересов. Наличие управляемого эмоционального напряжения. Наличие управляемого эмоционального напряжения. Взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли. Взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли. Наличие общей игровой цели у всего игрового коллектива. Наличие общей игровой цели у всего игрового коллектива. Коллективная выработка решений участниками игры. Коллективная выработка решений участниками игры. Многоальтернативность решений. Многоальтернативность решений. Наличие системы индивидуального или группового оценивания деятельности участников игры. Наличие системы индивидуального или группового оценивания деятельности участников игры.
Структура 1. Распределение участников на игровые группы 2. Определение внутригрупповых и межгрупповых ролей 3. Формулирование рабочего задания (имитационного задания) 4. Групповое решение (групповая работа) 5. Презентация решений группами 6. Групповое обсуждение решений
Возможная комбинация Группа аналитиков (-) Группа 1 Группа аналитиков (+) Группа 2 Менеджер (группа3) - эксперты
Задание Продумайте профессиональную задачу и возможные формы ее реализации в учебной имитации в групповом режиме Продумайте профессиональную задачу и возможные формы ее реализации в учебной имитации в групповом режиме