Теория организации Макиенко Марина Алексеевна
Вопросы: 1.Школа человеческих отношений. 2.. Школа поведенческих наук 3.. Теория организационного потенциала
1. Школа человеческих отношений.
Основатели подхода: Мюнстерберг Г., Фоллетт М. П. и Мэйо Э. Ротлис-бергер Ф., Диксон В., Герцберг Ф., МакГрегор, Лайкерт Р., Арджирис К.,Левин К., Барнард Ч., Шелдон О.
Основные принципы школы человеческих отношений: развитие и всестороннее использование организацией способностей работников, использование механизмов самоорганизации и внутреннего (группового и личностного) контроля, стимулирование процессов групповой динамики, искусство управления - «умение строить человеческие отношений»
Природа человека в рамках школы человеческих отношений человек «социальное животное», которое может быть свободно и счастливо только в группе; человек обладает большими способностями, которые очень слабо используются в «машинной модели» организации; труд человека может приносить ему удовольствие, роль экономических форм стимулирования труда ограничена, они не являются единственными и тем более универсальными; производственная организация это возможность для удовлетворения социальных потребностей человека, решения социальных проблем общества; принципы иерархии и специализации труда снижают эффективность деятельности организации поскольку они противоестественны и противоречат природе человека; проблема установления социальной гармонии и сотрудничества есть не только сфера деятельности государства и общества, но и производственной организации.
Мери Паркер Фоллетт ( ) менеджмент - обеспечение выполнения работы посредством других лиц «Созидательный опыт» «Послание к Тэйлоровскому обществу» «Спикер Палаты представителей» «Новое государство» «Творческий опыт»
1900 г. - дискуссионный клуб в Бостоне
Цель центра - социальная, рекреационная и образовательная помощь молодежи. Следствие опыта - создание социальных и образовательных центров г. Фоллетт приглашена в открытое руководством Бостонской системы школ бюро трудоустройства
Цель организации - интегративное единство, Средство достижения - конструктивный конфликт Роль управления – достижение цели путем координации усилий и распространения корпоративных идей
Элтон Мэйо (1880 – 1949) – преподаватель в Кинслендском университете поступает в Школу финансов и коммерции при Пенсильванском университете 1926 получает должность адъюнкт- профессора и руководителя отделения производственных исследований Гарвардского университета
Хотторнский эксперимент ( гг.)
Хотторнский эксперимент гг. группа социологов - исследователей Гарвардского университета под руководством Э. Мэйо - социальный эксперимент на предприятии компании «Вестерн электроник компани».
Выводы: групповая динамика больше влияет на продуктивность труда, чем физические условия работы, группа подчиняется неписаным правилам, ею же установленным, даже в очень регламентированной трудовой среде, отношение к персоналу намного важнее физических условий, в которых он работает.
2. Школа поведенческих наук
Основная идея школы: повышение эффективности отдельного работника и организации в целом на основе поведенческих наук Представители: Р. Лайкерт, Д. МакГрегор, А. Маслоу
Дуглас Мак-Грегор ( ) доктор философии в Гарвардском университете 1937 году - одним из организаторов отделения производственных отношений в Массачусетском технологическом институте г. - ректор Antioch College 1960 г. «Человеческая сторона предприятия»
Теория X и теория Y два типа управления, отражающих два типа работников Параметры сравнения: взгляды на природу человека, выступающего объектом управления представления о способах и методах управления
Параметры для контроля управляющим: задания, которые получает подчиненный; - качество выполнения задания; - время получения задания; - ожидаемое время выполнения задания; - средства, имеющиеся для выполнения задания; - коллектив (окружение), в котором работает подчиненный; - инструкции, полученные подчиненным; - убеждение подчиненного в посильности задания; - убеждение подчиненного в вознаграждении за успешную работу; - размер вознаграждения за проведенную работу; - уровень вовлечения подчиненного в круг проблем, связанных с работой.
Теория X 1.Индивид обладает врожденной неприязнью к работе; 2.Человек боится ответственности, не обладает особыми амбициями, стремится к защищенности; 3.Необходимость системы принуждения, иерархии, контроля.
Теория Y 1.Труд – естественный для человека процесс; 2.При благоприятных условиях человек принимает на себя ответственность; 3.Приобщенные к организационной цели люди используют самоуправление и самоконтроль;
Теория Y Рабочая сила становится ресурсом, обладающим существенным потенциалом; Нежелание работников трудиться – следствие неправильно выбранной системы менеджмента; Интеграция как совместная работа на благо предприятия, позволяющая всем участвовать в результирующем вознаграждении
3. Теория организационного потенциала
Игорь Ансофф ( ) «Стратегический менеджмент» 1979 «Новая корпоративная стратегия» 1988
Промышленная организация - некоторая система, осуществляющая взаимосвязи с источниками ресурсов и внешней средой (рынки сбыта, конкуренты, правительство и т.д.
два исторически сложившихся подхода к формированию организационных структур структурный подход (статическим)- был характерен для периода до второй мировой войны. Акцент - на внутреннем строении фирм, разделение функций, рационализации управления. Оперативный характер проблем динамический подход - получил распространение в послевоенный период. Акцент - на анализе связей фирмы со средой, в которой она действует и с источниками ресурсов Стратегический характер проблем
основные тезисы динамического подхода существование тесной зависимости между характером внешних взаимосвязей и поведением фирмы, с одной стороны, и ее внутренней организацией - с другой; зависимость между степенью предсказуемости будущего организации и темпами изменения окружающей среды на основании «шкалы нестабильности окружающей среды»
Основные стратегии современных фирм 1.Достижение экономичности использования ресурсов, 2.Обеспечение конкурентоспособности, 3. Активная политика в области нововведений. Взаимосвязь между стратегией и структурой организации
Организационный потенциал Основа – организационная культура (совокупность управленческого персонала, системы ценностей ) Организационная культура зависит от выбранной стратегии Существует непосредственная взаимосвязь между окружающей средой и необходимостью изменений.