Подготовила учитель изобразительного искусства учитель изобразительного искусства ГБОУ школы 559 г. Санкт-Петербурга Цындук Елена Анатольевна. Урок изобразительного искусства 7 класс Тема: Национальный рисунок Севера.
На протяжении многих веков Кольский полуостров с прилегающими северными морями, был безлюдной окраиной Российской империи: здесь проживало от 3 до 5 тысяч человек, занятых преимущественно оленеводством, лесными и морскими промыслами.
Коренные жители Кольского полуострова – кольские саамы. Это этнонациональная общность, родственная саамам севера Скандинавского полуострова (Норвегия, Швеция, Финляндия). Первые сведения о саамах Кольского полуострова - «терфиннах» появляются в конце IX в. Первые сведения о саамах Кольского полуострова - «терфиннах» появляются в конце IX в.
После присоединения в 1478 г. Новгорода к Москве юг Кольского полуострова заселили русские, саамы занимали северные и западные территории.
Центром региона стал основанный в середине XVIв. город Кола. Здесь в середине XVI в. возникают монастыри (Кандалакшский, Печенгский), которые способствовали обращению саамов в православие.
Основными занятиями саамов в зависимости от территории обитания той или иной группы и природных условий являлись оленеводство, рыболовство, морская и сухопутная охота. Основными занятиями саамов в зависимости от территории обитания той или иной группы и природных условий являлись оленеводство, рыболовство, морская и сухопутная охота.
Повсеместно распространенным, исторически сложившимся типом жилища среди саамов России и зарубежных саамов является вежа-куэть. Типичная саамская вежа - конусообразное сооружение из жердей, покрытое древесной корой, дерном или шкурами, с низко повешенной дверью и отверстием посредине для выхода дыма.
Обычный тип вежи
Внутренний мир вежи Утеплялась вежа при помощи очага. Над очагом в крыше вежи оставляется небольшое отверстие для выхода дыма. Во время дождей и зимних морозов это отверстие после топки закрывалось шкурой. Над очагом же вешали деревянный крюк, иногда с железной цепью, для навески котла (авель). Утеплялась вежа при помощи очага. Над очагом в крыше вежи оставляется небольшое отверстие для выхода дыма. Во время дождей и зимних морозов это отверстие после топки закрывалось шкурой. Над очагом же вешали деревянный крюк, иногда с железной цепью, для навески котла (авель).
Одежда саамов В ХVII-ХVIII веках основным материалом для изготовления одежды служили шкуры морских животных и оленей, а для отделки использовались цветная замша (ровдуга) и крашеное сукно, шкурки пушных зверей (чаще лисьи, заячьи и бобровые шкурки). В ХIХ - начале ХХ веков саамы использовали покупные ткани (ситец, холст, сукно), а также овечью шерсть (для вязания или плетения носков, варежек, поясов).
Мужская одежда Традиционная мужская и женская одежда - юпа (куфт): прямая суконная или холщовая рубаха, которую мужчины подпоясывали широким кожаным поясом с подвешенным к нему охотничьим ножом в ножнах, кожаный мешочек с огнивом, кошелёк для денег, разного рода амулеты.
Женская одежда Женщины носили - рубаху, сарафан из яркого пёстрого или однотонного сатина на узких лямках и передник.
На голове зимой носили разных фасонов суконные шапки на меху, украшенные бисером, цветным сукном; летний головной убор у замужних женщин - шамшура, близкая по форме к русскому кокошнику, у девушек - перевязка в виде полого цилиндра. На ногах носили каньги - низкую обувь из ровдуги или меха, с ремешками, обкручивавшимися вокруг щиколотки; зимой - яры (меховые сапоги выше колен с загнутыми носами).
Зимняя одежда саамов
Женский головной убор шамшурка
Элементы головного убора
Материалы для изготовления саамской одежды Одежду и обувь из оленьих шкур саамские женщины шили, пользуясь нитками, ссученными из оленьих жил (конть сун). Вытянутые из ног и спины оленя жилы сушились, затем расщеплялись пальцами на тонкие волокна, из которых руками сучились любой толщины нити, прижимая волокна к щеке. Костяные иглы (нивель) вышли из употребления в еще далекие времена: повсеместно была распространена стальная игла фабричного производства.
Элементы одежды