Когда человек умирает, Изменяются его портреты… А. Ахматова На шее мелких четок ряд, В широкой муфте руки прячу, Глаза рассеянно глядят И больше никогда не плачут. И кажется лицо бледней От лиловеющего шелка. Почти доходит до бровей Моя незавитая челка... А. Ахматова
В черноватом Париж тумане, И наверно, опять Модильяни Незаметно бродил за мной. У него печальное свойство Даже в сон мой вносить беспокойство И быть многих бедствий виной. ( Из чернового варианта "Поэмы без героя). А. Модильяни. Портреты А. Ахматовой. 1911
О. Л. Делла-Вос-Кардовская. Портрет Ахматовой «Красота страшна,» - Вам скажут, - Вы накинете лениво Шаль испанскую на плечи, Красный розан - в волосах. "Красота проста," - Вам скажут, - Пестрой шалью неумело Вы укроете ребенка, Красный розан - на полу. Но, рассеянно внимая Всем словам, кругом звучащим, Вы задумаетесь грустно И твердите про себя: "Не страшна и не проста я; Я не так страшна, чтоб просто Убивать; не так проста я, Чтоб не знать, как жизнь страшна. А. Блок 16 декабря 1913
Альтман Н.И. Портрет Анны Ахматовой " На выставке, конечно, мы сейчас же потеряли друг друга… Насилу я дошла до портрета, изображавшего Ахматову. Портрет, по-моему, слишком страшный. Ахматова там какая-то зеленая, костлявая, на лице и фоне кубические плоскости, но за всем этим она похожа, похожа ужасно, как-то мерзко в каком-то отрицательном смысле…". О.Л. Делла-Вос-Кардовская
Альтман Н.И. Портрет Анны Ахматовой «Но как ни нравится мне с художественной стороны ахматовский портрет работы моей матери, и все же считаю, что Ахматова такая, какой ее знали ее друзья - поэты, поклонники тех лет, Ахматова "Четок" передана не на этом портрете, а на портрете работы Альтмана». Е.Д. Кардовская
Анненков Ю. П. Портрет поэтессы А.А. Ахматовой "Портрет Ахматовой – или точнее, портрет бровей Ахматовой", – писал Евгений Замятин. И дальше: "Они – как ключ в музыкальной пьесе: поставлен ключ – и слышишь, что говорят глаза, траур волос, черные четки на гребнях ".
Петров-Водкин К.С. Портрет Ахматовой А.А. Шагинян писала в 1922 году: "...портрет Анны Ахматовой совершенно замечательный, суровый и голый в том великолепии найденного, своего классицизма, которое уже современникам дает впечатление "того, что останется". Так и хочется казать: "это останется'". « Возникает духовный портрет, "икона". Земная прелесть тут вся сошла на нет, исхудала, обобщилась, но напряжение воли бросает Вам из глаз запечатленного человеком бессмертное бытие. Таков портрет Анны Ахматовой – одна из вех на классическом пути Петрова- Водкина».
Так от одного портретиста к другому, как по цепочке, тянется желание писать Ахматову и в годы ее славы, и в годы, когда она стала опальным поэтом. И так до конца жизни, хотя однажды, еще в 1940 году, согласно записям той же Л. К. Чуковской, она сказала: «А вообще-то писать меня не стоит. Эта тема в живописи и графике уже исчерпана». Выйти из портретной рамы Ахматова, однако, уже не могла. Продолжала позировать художникам известным и малоизвестным, продолжала служить натурой для портретов удачных, но по большей части, как нам теперь кажется, малоудачных, но которые так или иначе остались разными зеркалами образа поэта
Молок Ю. Вокруг ранних портретов // 3. Толмачёв М. Ахматова в изобразительном искусстве// 4. А. Ахматова на фоне двух эпох// kuntsevo.ru/ahmatova/portretnaya_gal_1.php