Признаки семьи, имеющей детей с отклонениями развития Первая группа - родители с выраженным расширением сферы родительских чувств (гиперопека). Вторая группа - стиль холодного общения (гипопротекция). Третья группа - стиль сотрудничества. Четвёртая группа – репрессивный стиль семейного общения
Модели отношений родителей к отклонению в развитии ребенка Модель «охранительного воспитания» Модель «равнодушного воспитания»
Качества родителей иметь веру в жизнь, внутреннее спокойствие, чтобы не заражать своей тревогой детей; строить свои отношения к ребенку на успешности, что определяется родительской верой в его силы и возможности; четко знать, что ребенок не может вырасти без атмосферы похвалы; развивать самостоятельность своего ребенка.
Качественные изменения, имеющие место в семьях Психологический уровень Социальный уровень Соматический уровень
Проблемы, затрагивающие семейное функционирование Эмоциональные трудности Функциональные трудности взаимодействие с социумом Финансовые трудности
Признаки семьи, воспитывающей детей с нарушением развития родители испытывают нервно-психическую и физическую нагрузку, усталость, напряжение, тревогу и неуверенность в отношении будущего ребенка; личностные проявления и поведение ребенка не отвечают ожиданиям родителей, и, как следствие, вызывают у них раздражение, горечь, неудовлетворенность; семейные взаимоотношения нарушаются и искажаются; социальный статус семьи снижается; круг внесемейного функционирования сужается. «особый психологический конфликт» возникает в семье как результат столкновения с общественным мнением.
Основные категории детей с ОВЗ Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие); Дети с нарушением речи (логопаты); Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата; Дети с задержкой психического развития; Дети с умственной отсталостью; Дети с множественными нарушениями