Творческий отчет учителя начальных классов лицея 11 г.Йошкар-Олы Рафагутдиновой Елены Анатольевны
Рафагутдинова Елена Анатольевна Высшее образование, Читинский ГПИ им. Н.Г.Чернышевского, 1993г., по специальности «Педагогика и методика начального обучения» Учитель начальных классов Вторая квалификационная категория Стаж работы 16 лет
Анкетирование учащихся 3 г кл. ( у.г.) 58% 16% 22% 2%
Научно – методическая деятельность Тема работы : «Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики» Цель : доказать, что содержание учебного материала, организация процесса обучения и микроклимат в классе могут активизировать познавательную деятельность учащихся. Объект исследования : специально организованный педагогический процесс, в плане поиска эффективных методов и средств обучения.
Задачи: изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме активизации познавательной деятельности ; систематизировать нестандартные и занимательные задания, задачи повышенной трудности; работать над формированием в классе атмосферы взаимопонимания, уважения, чувства товарищества.
Период уч.г. Выявить условия, стимулирующие познавательную активность. Систематически проводить работу по формированию у учащихся общедеятельностных и специфических умений. Включать в содержание урока различные виды проблемных заданий, занимательных, нестандартных задач.
Условия, стимулирующие познавательную активность: содержание учебного материала; организация процесса обучения; отношения между учителем и учениками.
Классификация занимательного материала Загадки, ребусы, кроссворды, задачи- шутки, головоломки, математические квадраты, математические фокусы «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Кубики для всех» Шашки, шахматы Словесные игры и игры с наглядным материалом
Организация процесса обучения разнообразные формы проведения уроков использование инновационных технологий обучения исследовательский подход к изучаемому материалу применение ИКТ в учебном процессе
Урок – это поле для сотворчества, основанного на свободном общении, демократичности в отношениях между учителем и учениками, атмосфере доброжелательности, взаимного доверия.
Анкетирование учащихся 4 г класса ( уч.г.) 89% 8% 3%
Участие в конкурсах
Мониторинг качества решения задач
Период г. Выбрать УМК, отвечающий новым стандартам образования. Продиагностировать индивидуально- типические особенности познавательного интереса, уровень мотивации первоклассников к учению. Обучение математике проводить через постановку проблемных задач.
Период г. Работать над формированием основ общих умений и способов деятельности. Начать групповые занятия по решению нестандартных, олимпиадных задач. Принять участие в математическом конкурсе «Кенгуру», в молодежном чемпионате «Старт».
Свойства методической системы УМК «Перспективная начальная школа» Комплектность Инструментальность Интерактивность Интеграция
Основные принципы концепции «Перспективная начальная школа» Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка; Принцип целостности картины мира; Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников; Принципы прочности и наглядности; Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья детей.
Индивидуально-типические особенности познавательного интереса 63% 9% 28%
Цели и задачи на следующий период Сместить акцент с формирования ЗУНов на выработку психологических качеств, необходимых для самовыражения ребенка в деятельности; Осуществлять деятельностный подход в обучении;
Цели и задачи на следующий период Дифференцировать задания по уровню сложности и темпу деятельности каждого ученика; Учитывать особенности и потенциальные возможности каждого ребенка; Поддерживать и поощрять любые проявления инициативы и самостоятельности ребенка.
Способы активизации познавательной деятельности Обогащение содержания материала. Решение нестандартных задач и задач повышенной трудности. Разнообразие уроков, использование ИКТ, наглядных пособий. Использование различных форм практических, самостоятельных и творческих работ. Разнообразие домашнего задания. Установление внутренних и межпредметных связей.
Урок с применением проектной технологии
Применение ИКТ в учебном процессе
Изучение уровня мотивации к учению
Анализ условий получения результатов Особенности лицейского образования Применение в работе современных инновационных технологий Материально-техническая база лицея Компетентностный подход в учебном процессе Курсы повышения квалификации