Педагогика САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет философии Тема 3. Экспериментальное обоснование необходимости реформирования образования Преподаватель: к.пс.н., И.В. Брагина 2010
Результаты PISA-2000 PISA (Programme for International Student Assessment ) – мониторинг общеобразовательных достижений (компетентностей) школьников.
Задачи программы: Проверить компетенции 15-летних учащихся в чтении, математике, естественно-научных дисциплинах. Оценить их способность жить в современном технологичном, информационном и, главное, меняющемся мире. Выявить факторы, влияющие на результаты образования. 32 страны. 250 школ из России.
Успешность выполнения заданий по математике. Россия и другие страны. Что оказалось особенно трудным для российских школьников?
Успешность в субтесте «Чтение художественных текстов». Россия и другие страны
Структура тестовых заданий ЗНАНИЯ Предметные знания Знания о науке и ее методологии КОМПЕТЕНЦИИ Умение объяснять Умение выделять проблему Умение использовать знания КОНТЕКСТНОСТЬ ОТНОШЕНИЕ Интерес к науке Понимание ценности научного знания
Область компетентности Уровень компетентности НизкийВысокий Работа с текстом: поиск информации Найти информацию, прямо сформулированную в тексте со знакомым содержанием Работать с текстом, содержащим недостаточно надежную или противоречивую информацию МатематикаВоспроизвести факты и методы, выполнить вычисления Выделить в жизненной ситуации проблему, решаемую средствами математики, построить модель решения
Высокий уровень компетентности: неопределенность, неоднозначность, противоречивость, недостаточная надежность информации, наличие альтернативных точек зрения и др. Вывод: российское образование, неплохо обеспечивая репродуктивный уровень мышления и деятельности, не создает условий для становления более сложных уровней развития компетентности школьников.
Сравнение двух образовательных систем Условия проведения эксперимента: 1. Высокое качество обучения. 2. Благополучие детей в социально- экономическом отношении. 3. Направленность исследования на болевые точки российского образования.
Число учеников, решивших задания теста (%) Система обучения «Скорость гоночной» машины» «Яблони» Вопросы РО Традиционная Разные Уровень компетентности 2-ой 1-ый 2-ой 3-ий
Решение 2-х задач теста PISA
Выводы: 1. Разные образовательные системы обладают разной степенью открытости для противоречий. 2. Для модернизации традиционного отечественного образования необходимо использовать опыт систем Эльконина-Давыдова и Вальдорфской педагогики.
3. Принципы формирования высокого уровня компетентности в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова: новые понятия вводятся тогда, когда школьники натыкаются на противоречие между имеющимся у них знанием и новым фактом. введение и конкретизация каждого понятия происходят в форме дискуссии. любое суждение рассматривается как гипотеза до тех пор, пока не приводятся доказательства, методам получения которых школьников специально учат.
Результаты PISA стран. 210 образовательных учреждений. |_____|_____|_____|_____|_____|_____| Россия Финляндия
Анализ результатов по направленности обучения 1. Школьники х классов 2. Студенты ССУЗ 3. Школьники 7-9-х классов 4. Студенты НПО
Сильнейшие ученики В России: 0,5-1,7% В Финляндии: 3,9–16,7% Ученики, не овладевшие базовым уровнем: Естествознание: 22% Математика: 27% Чтение: 36%
! ! !
Выводы: Низкий уровень сформированности умений работать с текстом, коммуникативных и общеучебных умений. Нацеленность российского образования на передачу и воспроизведение большого массива знаний.
Чем объясняются высокие результаты отдельных стран? Политику обеспечения социального равенства в получении полноценного образования. Ведется целенаправленная работа по выявлению школ с низкими результатами и организуется дополнительная помощь им.
PIRLS