1 РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ КАДРОВ УПРАВЛЕНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ МЕХАНИЗМЫ ВВЕДЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ Н.Б.Хангуева, руководитель Центра инновационных проектов и программ
направления и тенденции развития системы образования: смена содержания образования от традиционного «зуновского» к развивающему деятельностному; Деятельность и ее результаты как индивидуальный прогресс ребенка становятся содержанием образования; смена позиций учителя (изменение содержания образования требует кардинальных изменений и в технологиях, и в формах, и в организации собственно профессиональной деятельности педагогов, и пр.); смена финансово-хозяйственных отношений всех субъектов, участников и ответственных за реализацию ФГОС. 2
некоторые тезисы по введению и реализации ФГОС НОО в Республике Бурятия 3
тезис 1: ПРООП (по ступеням) – механизм изменения содержания ОО риски: во-первых, новый Стандарт носит рамочный характер, и тем самым расширяет самостоятельность ОУ в отборе содержания образования и организации образовательного процесса и его ответственность за реализацию и результаты, заявленные в образовательной программе, во-вторых, новый Стандарт отличается своей структурой и направленностью на результаты, качественно и содержательно отличающиеся от привычных ЗУНов 4
ПРООП - содержание образования– это всегда СОБСТВЕННАЯ Де. ребенка по освоению универсальных учебных действий как культурных средств и как результат – развитие его способностей тех или иных компетентностей. ПРООП - описание пространств/сред развитие компетентностей некая универсальная рамка образовательных результатов ООП ОУ – способы действий ОУ создание пространства, в котором каждый ребенок максимальное развитие всего спектра своих способностей. 5
тезис 2: ПРООП (по ступеням) – механизм оценки качества образования и образовательных результатов риски во-первых, работоспособная РСОКО должна задавать рамки, как процедурные, так и содержательно-критериальные; во-вторых, разведение полномочий между уровнями оценки качества образования и его результатов без дублирования между уровнями (регион, муниципалитет, ОУ); 6
7 риски в-третьих, снизить акцент внешней оценки и усилить внутреннюю (самооценку) оценку ОУ (СМК???); в-четвертых, другие КИМы и процедуры оценки и в рамках аттестации, и при распределении стимулирующей части, и при аккредитации ОУ. тезис 2: ПРООП (по ступеням) – механизм оценки качества образования и образовательных результатов
ПРООП формулирует образовательные результаты, в соответствии с ФГОС: для поиска валидных и надежных инструментов, заточенных под измерение и оценку именно этих конкретных результатов в рамках той образовательной системы, на методологии которой построена ООП школы; для разработки в РСОКО показателей и индикаторов качества с помощью которой каждая школа в цифровом формате будет мониторить достижение или «не достижение» требуемого качества заявленных результатов. 8
задача следующего шага 9 ПРООП - Образовательные результаты РСОКО - механизм оценки качества ФЗ-83, государственное (муниципальное) заданием (ГМЗ) - стандарт качества
До 1 июня этап перехода на бюджетирование, которое ориентировано на результат Изменение касается структуры норматива ПДФ, которое, по сути, должно учитывать все затраты : на академические (предметные) результаты, на метапредметные результаты на личностные результаты 10 тезис 3: ПРООП (по ступеням) – финансово-экономического обеспечения введения ФГОС
ПРООП на г.г. - программа обеспечения условий: кадровых, материально-технических, информационно-методических оптимальный перечень оборудования оптимальный перечень литературы оптимальная цифровая среда(возможности свободно выходить в Интернет и т.д.) оптимальное штатное расписание И прочие условия – С ЦЕНОЙ ВОПРОСА!!! НО! при этом с учетом того, что ПРООП инвариантной не может быть по определению. 11
Риски – ФОРМАЛЬНАЯ УЧИТЕЛЬСКАЯ ПОЗИЦИЯ – повышение квалификации профессиональная переподготовка (новая квалификация) самообразование – непрерывное образование распределение стимулирующей части. 12 тезис 3: ПРООП (по ступеням) – механизм кадрового обеспечения введения ФГОС
ПРООП - изменение профессиональных позиций учителя. Основными инструментами становятся: штатное расписание школы, которое разрабатывается под задачи реализации ООП, трудовой договор с учителем как гарант качества образовательных результатов, которые учитель обязан обеспечить; аттестация педагога с четко заданными критериями и жесткими процедурами оценки его профессиональной деятельности через призму детской результативности – педагог вынужден будет меняться. 13
методические рекомендации по введению ФГОС в Республике Бурятия Введение Раздел 1. Общая схема организации введения и реализации ФГОС НОО на уровне образовательного учреждения 1.1.Первый этап - подготовка к новому учебному году, к старту нового стандарта. 1.2.Показатели готовности образовательного учреждения к введению ФГОС НОО. 1.3.Второй этап введения ФГОС НОО в образовательном учреждении - организация мониторинга адаптационного периода в обучении. 1.4.Третий этап введения ФГОС НОО в образовательном учреждении – этап постановки и решения учебных задач года (ноябрь - апрель). 1.5.Четвертый этап введения ФГОС НОО в образовательном учреждении - рефлексивный этап учебного года. 14
Раздел 2 Нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС начального общего образования 2.1. Правовые основы введения ФГОС НОО 2.2. Система действий по обеспечению введения ФГОС НОО на региональном, муниципальном и институциональном уровнях Раздел 3. Финансово-экономическое обеспечение введения ФГОС НОО 15 методические рекомендации по введению ФГОС в Республике Бурятия
Раздел 4 Кадровое и научно-методическое обеспечение введения ФГОС НОО Раздел 5 Организационно-информационное обеспечение введения ФГОС НОО Раздел 6 Материально-техническое обеспечение введения ФГОС НОО 16 методические рекомендации по введению ФГОС в Республике Бурятия
Раздел 7 Проектирование основной образовательной программы начального общего образования 7.1. Какие образовательные программы могут быть в образовательном учреждении? 7.2. Как написать основную образовательную программу начальной школы? 7.3. Что такое программа учебного предмета, как ее разработать и утвердить? 17 методические рекомендации по введению ФГОС в Республике Бурятия
Раздел 8. Качество и результаты начального общего образования и их оценка 8.1.Внешняя оценка качества образования, ее объекты и базовые показатели (индикаторы) 8.2. Характеристика образовательных результатов начального общего образования 8.3. Школьная система оценки результатов и качества образования 8.4. Показатели и индикаторы внешней оценки результатов и качества образования 8.5.Модель мониторинга введения ФГОС НОО 18 методические рекомендации по введению ФГОС в Республике Бурятия
19 РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ КАДРОВ УПРАВЛЕНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!