ВИДЫ АРТ - ТЕРАПИИ
ПСИХОТЕРАПИЯ, психологическая помощь, направленная на разрешение эмоциональных проблем и основанное преимущественно на беседе специалиста - психотерапевта с лицом, ищущим помощи.
К психотерапевту обращаются люди как с относительно несложными жизненными проблемами, так и с серьезными психическими заболеваниями, например шизофренией ; чаще всего они ищут помощи при тяжелых эмоциональных стрессах.
Цели психотерапии Специфические Избавление от фобий Помощь при шизофрении Общие Помочь человеку изменить свою жизнь Помочь ему стать доверчивым и общительным Помочь создать стабильные эмоциональные или сексуальные отношения
Сердечный разговор между двумя людьми во многих отношениях схож с психотерапией. Однако последняя предполагает наличие того, кто ищет помощи, и подготовленного терапевта, руководствующегося определенными теоретическими принципами. Усилия психотерапевта оплачиваются ; кроме того, он руководствуется этическими ограничениями, обязывающими его сохранять конфиденциальность информации.
Кто занимается психотерапией ? ПсихиатрыПсихологи Социальные работники Медицинские сестры
Однако только психиатры как получившие медицинское образование имеют право выписывать лекарства или назначать дополнительные виды лечения. В больницах и клиниках психотерапевты нередко входят в состав лечащей бригады. Пасторское консультирование, сходное с психотерапией, стало в США частью подготовки многих священников.
Психоаналитик – это психотерапевт, который прошел дополнительное обучение в психоаналитическом центре или институте.
Хотя врачи и священники всегда оказывали эмоциональную поддержку, давали советы и разъяснения по долгу службы, их практика не опиралась на какие - либо психологические теории. Психотерапия как специальность появилась во второй половине 19 в., но только в последние десятилетия получила широкое распространение.
В период своего становления психотерапия использовала лишь индивидуальную беседу терапевта с пациентом. Однако в настоящее время часто применяются методы групповой терапии, при которой один или два терапевта регулярно ( например, каждую неделю ) встречаются с группой, включающей от 3 до 12 человек ; семейная терапия, занимающаяся семьей как единым целым, нуждающимся в помощи, тоже предполагает беседы с участием более двух человек.
Каждый вид психотерапии опирается на определенные теоретические модели. Одни из этих теорий претендуют на исчерпывающее объяснение человеческого поведения ; другие касаются только терапевтической техники. Сегодня большинство терапевтов не являются приверженцами лишь одной теории, а, наоборот, стремятся использовать в своей работе лучшие идеи из разных источников.
Арт - терапия Арт - терапия метод психотерапии, использующий для лечения и психокоррекции художественные приёмы и творчество, такие как рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, книги, актёрское мастерство, создание историй и многое другое. психотерапии
Показания к проведению арт - терапии внутри - и межличностные конфликты, кризисные состояния экзистенциальные и возрастные кризисы травмы потери постстрессовые расстройства невротические расстройства психосоматические расстройства развитие креативности развитие целостности личности обнаружение личностных смыслов через творчество многое другое
Виды арт - терапии Анимационная терапия современная технология социальной реабилитации с целью изменения поведения, межличностных и коллективных отношений ; в процессе которой происходит, с одной стороны, « разблокировка » общественных связей и установление теплых, доверительных отношений, с другой – обучение и овладение навыками позитивного мышления, эстетики и поэтики
Артсинтезтерапия комплексный метод групповой психотерапии, использующий синтез искусств. Рассматривается в качестве самостоятельного направления в лечебно - коррекционной работе, где владение техническими приемами разных видов искусств сочетаются со знаниями психопатологии и подчинены психотерапевтическим целям. психотерапии искусств психопатологии
Библиотерапия Лечение и воспитание с помощью книг. Библиотерапия - специальное коррекционное воздействие на клиента с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния.. Лечение воспитание книг
Видеотерапия Использование видео в качестве инструмента
Драматерапия Театр и актерское мастерство
Игратерапия Терапия через игру, игровые ситуации
Изотерапия Использование приемов графики, живописи
Музыкотерапия Использование музыки в качестве терапевтического средства
Оригами Создание фигур из бумаги.
Песочная терапия Работа с песком
Сказкатерапия Проигрывание и анализ сказок
Методы арт - терапии 1. Самовыражение ( экспрессия ). Искусство является просто незаменимым, когда невозможно выразить свои переживания словами, например, при исследовании определенных сторон внутреннего мира человека ( глубинных слоев бессознательного ), требующих выражения или гармонизации ( исцеления ). Поэтому искусство и методы арт терапии подчас становятся единственным видом « связи » между человеком и миром, клиентом и консультантом, пациентом и психотерапевтом.
2. Искусство и творчество. Мы можем легко выстроить ассоциативный ряд : искусство – творчество – переживание – креативность. Креативность изначально присуща человеку как виду, задумана природой и является одним из основополагающих жизненных принципов. Человек творческий всегда найдет решение в любой ситуации. Найти творческое ( креативное ) решение – это значит сделать то, что ( как чаще всего кажется ) никто до тебя не делал, то есть адаптироваться к новой ситуации, в которой человек оказался. Искусство и методы арт терапии обращаются к внутренним силам человека, происходящим из его творческих возможностей. Искусство терапевтично по своей природе, оно содержит в себе средства приспособления « Я » к окружающей реальности, возможности совладать с экзистенциальными проблемами существования этого « Я ».
3. Творчество и удовольствие. Творчество как процесс неразрывно связано с понятием удовольствия, творчество и боль – понятия трудносочетаемые. Основой для творчества является переживание, которое « говорит » нам о преходящей природе любого чувства, о том, что любую боль можно пережить, переболеть, пропустить через себя и отпустить. Методы арт терапии являются одними из наиболее бережных и экологичных способов решения внутренних задач и проблем.
Искусство и научение. Великое свойство искусства состоит в том, что это уникальный способ передачи универсального и индивидуального человеческого опыта. Вряд ли какой - то иной вариант передачи информации способен столь эффективно и элегантно разминуться с проблемой отцов и детей. Это – средство фиксации опыта, которое не обладает качеством обязательности, морализаторства, навязчивости. Искусство не претендует ни на объективность, ни на истинность, ни на поучительность, и не ставит перед собой прикладных, прагматических целей. В отличие от науки, которая фиксирует опыт в жесткой форме, искусство сохраняет его в достаточно неопределенной форме. Это дает зрителю ( слушателю, участнику ) возможность самому делать выводы, определять свое отношение к предлагаемому, принимать или не принимать любое содержание, любой смысл, любой урок из множества содержащихся в каждом произведении искусства.
5. Искусство и игра. Деятельность, связанная с собственным художественным творчеством, является для большинства людей, кроме профессионалов именно в этой области, совершенно непривычной, новой, неисследованной. Если вы не профессиональный художник, то, видимо, рисовали вы последний раз в начальной школе. А в куклы играли и того раньше. Наша « взрослая » жизнь настолько серьезна и тороплива, что играть мы перестаем очень рано – и остаемся на всю жизнь ненаигравшимися. В методах арт терапии же появляется Игра, и мы попадаем в очень комфортное и безопасное пространство, и в этом пространстве вдруг оказывается, что на самом деле « я очень многое могу », и в частности – могу быть таким, каким еще никогда не был в реальной жизни. Такой колоссальный ресурс грех не использовать.
Для методов арт терапии характерно то, что в центре внимания находится не столько произведение искусства ( продукт творчества пациента ), сколько конкретная и уникальная личность автора с ее потребностями, мотивами, ценностями и стереотипами. При этом рассматриваются процессы взаимодействия личности с произведением искусства ( с творческой продукцией ) во всем их качественном многообразии. Здесь нет никаких норм, есть лишь некоторые параметры для относительного сравнения, например, по глубине воздействия.
Методы арт терапии дают возможность относительно безболезненного доступа к глубинному психологическому материалу, стимулируют проработку бессознательных переживаний, обеспечивая дополнительную защищенность и снижая сопротивление изменениям.
Методы арт терапии ресурсны, так как находятся вне повседневных стереотипов, а значит, расширяет жизненный опыт, добавляет уверенности в своих силах. Чем лучше человек умеет выражать себя, тем полноценнее его ощущение себя неповторимой личностью.
Арт - терапия формирует творческое отношение к жизни с ее проблемами и « зигзагами судьбы », умение видеть многообразие способов и средств достижения цели, развивает скрытые до сих пор способности к творческому решению сложных жизненных задач, не ожидая « вдохновения » или особых условий для творчества.
Где и как применяться метод арт терапии ? Арт - терапевт создает для клиента безопасную среду и обеспечивает ее различными изобразительными материалами, находится рядом с клиентом в процессе его изобразительного творчества, затем участвует в обсуждении мыслей и чувств клиента, материалов и получившегося произведения искусства.
Спектр проблем, при решении которых могут быть использованы техники арт - терапии, достаточно широк : внутри - и межличностные конфликты, кризисные состояния, в том числе экзистенциальные и возрастные кризисы, травмы, потери, ПТСР, невротические и психосоматические расстройства, в консультировании и терапии детей и подростков.
Методы арт терапии открывают невиданный простор для творческих поисков психолога ( любые виды психокоррекции, расширение диагностических методов, развитие личности, семейные и детско - родительские отношения, жизненные, возрастные и экзистенциальные кризисы, психологические травмы ), психотерапевта ( психические заболевания, пограничные состояния, многие органические поражения и расстройства, посттравматическая психотерапия, умственная отсталость и т. д.), арт - педагога ( педагогическая коррекция, дефектология, одаренные дети, специальное обучение, эстетическое воспитание, формирование личности ребенка и т. п.).
КОНЕЦ