КЛАССНЫЙ ЧАС « ПРАВИЛЬНО ЛИ ТЫ ГОВОРИШЬ ?» ВЫПОЛНИЛ : УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ТОЛСТОУХОВА А. Н. МБОУ « ПОВЕДНИКОВСКАЯ СОШ » 2012.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Классный час «Хорошие речи приятно слушать» Автор: Семенова Елена Михайловна Цели: познакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи, установить.
Advertisements

Классный час «Хорошие речи приятно слушать». Слова, засоряющие нашу речь канцеляризмы Ненормативная лексикаСлова- пустышки.
К ЛАССНЫЙ ЧАС «Х ОРОШИЕ РЕЧИ ПРИЯТНО СЛУШАТЬ » Цели: познакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи, установить зависимость между речевой.
Слова-паразиты в речи современных подростков Исследовательская работа Выполнила Чернова Екатерина ученица 9 класса Лебяженской СОШ. Лебяженской СОШ. Руководитель.
УО «Поставская государственная районная гимназия» Открытый урок в 6-м классе на тему «Имя прилагательное как часть речи» Подготовила: Россоха Л.Т. Учитель.
Существительные общего рода Урок для 5 класса. 1. Цели: Закрепление материала по теме «Род имён существительных». Закрепление материала по теме «Род имён.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ « БАЛАКОВСКИЙ МЕДЕЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ » ТЕМА : « НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО.
Добрый день!. Вид деятельностиСамооценка обучающегося Умею определять род имен существительных. Умею правильно употреблять в речи существительные, связанные.
Исследовательская работа «Чистота русской речи» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение- основная общеобразовательная школа с. Любимово Автор:
Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя?.. Презентация проекта по русскому языку (10 класс)
Проект на тему: «Использование иноязычных слов в контексте современной общественной жизни» Выполнила: ученица 9 «А» класса МОУ «СОШ 2» Исмайлова Аня. Руководитель:
4 класс УМК «ШКОЛА РОССИИ» Автор программы: Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова Автор учебника:Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.
Из истории слов… «Сленг» в речи подростков…. В речи людей, окружающих меня, преобладает ограниченная в употреблении лексика: сленг, жаргонизмы. Что же.
1 Имя существительное 5 класс Казанцева Галина Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Спасская СОШ», с. Батурино Томского района Томской.
КРАСНОЕ СЛОВЦО Или, почему мы так говорим? Классный час в 5 классе школа «Таланъ»
Причины употребления в речи подростков большого количества жаргонизмов и роли учителя в формировании культуры речи, как совокупности навыков и знаний.
«Как, умея говорить, Научиться разговаривать». Важнейший способ узнать человека… прислушаться к тому, как он говорит… Язык человека – это его мировоззрение.
Предмет и задачи культуры речи Что такое культура речи ?
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 16 с углубленным изучением отдельных предметов» ЗМР РТ Зеленодольск Халилова Ландыш Касымовна учитель начальных.
Жаргон в устной речи современных школьников Работу выполнили : Румак Алена и Бородина Анастасия. Ученицы 6 « Г » класса Школы 25 г. Перми. Руководитель.
Транксрипт:

КЛАССНЫЙ ЧАС « ПРАВИЛЬНО ЛИ ТЫ ГОВОРИШЬ ?» ВЫПОЛНИЛ : УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ТОЛСТОУХОВА А. Н. МБОУ « ПОВЕДНИКОВСКАЯ СОШ » 2012

КАНЦЕЛЯРИЗМЫ – СЛОВА ОФИЦИАЛЬНО - ДЕЛОВОГО СТИЛЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПОВСЕДНЕВНОЙ РЕЧИ. - Почему вы пользуетесь услугами лифта ? - Чуть выйдешь за калитку, сейчас же зеленый массив. - В нашем зелёном массиве так много грибов и ягод. - Какие мероприятия предпринимаете вы для активизации клева ? ( Из разговора рыболовов ). - Ты по какому вопросу плачешь ? ( Так обращается взрослый к ребёнку ).

ЖАРГОН ( ФРАНЦ.) ИСПОРЧЕННЫЙ ЯЗЫК. НА ЖАРГОНЕ ГОВОРЯТ ЛЮДИ, СВЯЗАННЫЕ ОДНОЙ ПРОФЕССИЕЙ, СОЦИАЛЬНЫМ СЛОЕМ. Жаргонизмы учащейся молодежи, как правило, связаны с учебой : диря « директор », истеричка « учительница истории », химоза « учительница химии »; студентов : степа, стипа « стипендия », античка « античная литература »; учащейся рабочей молодежи : мастак « мастер производственного обучения », спецуха « занятия по спецтехнологии ») Некоторые арготизмы воспринимаются молодежью как слова английского происхождения. Например, слово мент « милиционер », по мнению молодых людей, образовано от англ. Mend « исправлять, чинить » или от mental « умственный », клевый от англ. clever « умный » и т. д. Можно отметить и такое явление, как устойчивые сочетания арготизмов с англизмами, например : вери клево « очень хорошо » ( англ. very « очень »), лотовый кол « длинный рубль » ( англ. long « длинный »).

ВАРВАРИЗМЫ – ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ ИНОЯЗЫЧНЫЕ ВКРАПЛЕНИЯ, УПОТРЕБЛЯЕМЫЕ В РУССКОЙ РЕЧИ НЕОПРАВДАННО, ЧАСТО ПОД ВЛИЯНИЕМ СВОЕОБРАЗНОЙ МОДЫ. Сами иноязычные слова можно разделить на две группы : одни - полезные, обозначающие новые понятия и неизвестные ранее предметы, другие - бесполезные, дублирующие уже имеющиеся исконно русские наименования, а поэтому не обогащающие, а засоряющие речь. Тревогу внушает не само употребление иностранных слов, а замена американизмами, например, русского традиционного речевого этикета. Теперь считается нормальным спросить упавшего человека : Ты о кей ? Ты в порядке ? Ты уверен ? вместо Не ушиблись ли вы ? Не нужно ли чем - то помочь ? и т. п.

СЛОВА - ПУСТЫШКИ Мешают нашей речи и лишние слова, словосочетания, предложения ( слова - пустышки ): Как его..., ну и значит, и того..., это самое..., это, в общем, так сказать..., ну, это..., видишь ли, видите ли..., э - э - э..., и вообще... Частое повторение этих слов затрудняет общение.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ. Крас ` ивее вы пр ` авы истёкший катал ` ог углубленный - углублённый диспанс ` ер шофёр свёкла христиан ` ин нам ` ерение Медикам ` енты пригов ` ор Прид ` аное ход ` атайство

2. ОПРЕДЕЛИТЕ РОД ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, ПОДОБРАВ ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ : рояль, повидло, мозоль, тюль, вуаль, картофель, лебедь, кенгуру, шампунь, плацкарт ( а ), манжет ( а )

ПРОВЕРЬ СЕБЯ Черный рояль, вкусное повидло, жесткая мозоль, узорчатый тюль, черная вуаль, вкусный картофель, белый лебедь, серый кенгуру, новый шампунь, плацкарта, красивая манжета.

НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ. Красна птица пером, а речь - словом. Красно поле пшеном, а речь - слушанием. Хорошие речи и приятно слушать. С умным разговориться, что меду напиться. Ласковое слово многих прельщает. Есть словко, как мед сладко, а есть словко, как полынь горько. Как вы понимаете смысл пословиц ?

БИБЛИОГРАФИЯ : 1. Головин Б. Н. Основы культуры речи. - М., Земская Е. А. Русская разговорная речь : лингвистический анализ и проблемы обучения. - М., Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. - М., Петров О. В. Риторика. - М., Розенталь Д. Э., Голуб И. Б., Теленкова М. А. Современный русский язык. - М., Русский язык и культура речи / Под ред. В. И. Максимова. - М., Ушакова Т. Н., Павлова Н. Д., Зачёсова И. А. Речь человека в общении. - М., Чешко А. А. Русский язык. - М., 1981.