Система формирования творческих способностей учащихся на уроках русского языка и во внеурочное время Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 6 г. Фролово Борщ Марина Алексеевна
Новизна опыта 1.Разработаны проблемные ситуации на уроках русского языка, направленные на формирование творческих способностей учащихся. 2.Систематизированы виды творческих заданий в зависимости от этапа урока, уровня подготовки по предмету и сформированности умения самостоятельной работы. 3.Приведены примеры использования лингвокраеведческого материала на уроках русского языка и во внеурочное время.
Педагогические задачи опыта - способствовать формированию творческих способностей учащихся на уроках русского языка и во внеурочное время; - описать организацию работы на уроках русского с использованием проблемных ситуаций и творческих задач; - сформировать у школьников умение преодолевать трудности, возникающие при решении проблемных ситуаций; - обеспечить ситуацию успеха для каждого учащегося; - описать возможности использования лингвокраеведческого материала на уроках русского языка и внеклассных мероприятиях.
Педагогические средства и способы их реализации Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки. Проблемное обучение активизирует интеллектуальную активность, стимулирует развитие творческих способностей, создает условия для последующих традиционных уроков.
Система работы на уроках русского языка с проблемными ситуациями Проблемные ситуации при объяснении нового материала. Проблемные ситуации при объяснении нового материала. Проблемные ситуации при повторении изученного. Проблемные ситуации при повторении изученного. Проблемные ситуации при закреплении изученного материала. Проблемные ситуации при закреплении изученного материала. Проблемные задания при обобщении изученного материала. Проблемные задания при обобщении изученного материала. Проблемные ситуации в домашнем задании. Проблемные ситуации в домашнем задании.
Виды затруднений, возникающих при выполнении творческих заданий Л Личностные затруднения Интеллектуальные затруднения Информационно-исполнительские затруднения
Система работы с лингвокраеведческим материалом на уроках русского языка и во внеурочное время. Работа с топонимической лексикой Работа с топонимической лексикой -текст проблемно-поискового характера -текст-загадка
Литературно-краеведческая гостиная «Отчий край» -и-и-и-история названий - к- к- к- казачий быт и говор -о-о-о-обзорные экскурсии по району -п-п-п-посещение музеев, тематических городских выставок -в-в-в-встречи с местными писателями, поэтами -о-о-о-обсуждение прочитанных произведений местных авторов -л-л-л-литературное творчество школьников
Результативность опыта. Уч.год Русский язык Литература успеваемость Кач-во знаний успеваемость %42%100%61% %47%100%64% %50%100%76%
Рекомендации последователям опыта. Систематическая работа над проблемными и творческими задачами дает хороший результат по развитию творческих способностей учащихся. Систематическая работа над проблемными и творческими задачами дает хороший результат по развитию творческих способностей учащихся. В современной школе проблемное обучение просто необходимо, так как оно формирует гармонически развитую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, систематизировать и накапливать знания. В современной школе проблемное обучение просто необходимо, так как оно формирует гармонически развитую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, систематизировать и накапливать знания.
Рекомендации последователям опыта. Внеклассную работу планируйте, используя богатый лингвокраеведческий материал, который откроет безграничные возможности для самовыражения и творчества ваших учащихся.