Учебный план начального общего образования как составная часть соответствующей основной образовательной программы образовательного учреждения сентябрь 2012 года
Изменение статуса учебного плана в условиях реализации ФГОС общего образования В отличие от государственных образовательных стандартов (ГОС), регламентировавших, в первую очередь, обязательный минимум содержания основных образовательных программ, ФГОС общего образования предъявляет систему требований, включая требования к структуре основной образовательной программы. Согласно п.16 федерального государственного образовательного стандарта для первой ступени общего образования учебный план начального общего образования является неотъемлемой составной частью основной образовательной программы начального общего образования. Учебный план начального общего образования становится одним из основных организационных механизмов реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Требования ФГОС НОО к учебному плану начального общего образования 1. В соответствии с п.14 ФГОС НОО основная образовательная программа (ООП) начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования. Вывод: входящий в ООП учебный план должен обеспечивать организацию образовательного процесса на всей первой ступени общего образования. 2. Согласно п.15 федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования основная образовательная программа начального общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Вывод: учебный план начального общего образования (УП НОО) как составная часть ООП НОО также должен содержать обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса.
Требования ФГОС НОО к учебному плану начального общего образования 3. Пункт 15 ФГОС НОО устанавливает, что обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 20% от общего объема ООП НОО. Вывод: учебный план начального общего образования как структурный элемент соответствующей основной образовательной программы также должен удовлетворять этому требованию. Пункт 5.6 Методических рекомендаций, направленных письмом Рособрнадзора от 16 июля 2012 г , разъясняет, что поскольку каких-либо ограничений на распределение обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, по классам (годам обучения) ФГОС НОО не накладывает, то это делает возможным включение части, формируемой участниками образовательного процесса, в учебный план для первых классов.
Требования ФГОС НОО к учебному плану начального общего образования 4. В п.19.3 ФГОС НОО установлен перечень обязательных предметных областей («Филология», «Математика и информатика», «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», «Искусство», «Технология», «Физическая культура»). Вывод: указанные предметные области должны быть включены в учебный план начального общего образования. 5. Пункт 19.3 федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования определяет, что количество учебных занятий за четыре учебных года не может составлять менее 2904 часов и более 3345 часов. При этом никаких минимальных ограничений по объему часов на те или иные учебные предметы или предметные области ФГОС НОО не предусматривает. Вывод: установление образовательным учреждением количества часов в учебном плане на изучение учебных предметов и предметных областей должно обеспечить достижение планируемых результатов реализации ООП НОО, требования к которым определены ФГОС НОО.
Нормативные правовые акты, регулирующие проектирование и реализацию УП НОО - Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г «Об образовании» (в действующей редакции); - приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в действующей редакции); - Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. 196); - СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. 189); - федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.
Спасибо за внимание!