СТИХОТВОРЕНИЕ «МОЛОДОСТЬ» Поэзия темна, в словах невыразима… И.Бунин
Молодость В сухом лесу стреляет длинный кнут, В кустарнике трещат коровы, И синие подснежники цветут, И под ногами лист шуршит дубовый. И ходят дождевые облака, И свежим ветром в сером поле дует, И сердце в тайной радости тоскует, Что жизнь, как степь, пуста и велика.
В сухом лесу стреляет длинный кнут, В кустарнике трещат коровы, И синие подснежники цветут, И под ногами лист шуршит дубовый. И ходят дождевые облака, И свежим ветром в сером поле дует, И сердце в тайной радости тоскует, Что жизнь, как степь, пуста и велика. О чем это стихотворение? Какое настроение вызывает? Почему стихотворение называется «Молодость»? Сколько в нем частей?
В сухом лесу стреляет длинный кнут, В кустарнике трещат коровы, И синие подснежники цветут, И под ногами лист шуршит дубовый. И ходят дождевые облака, И свежим ветром в сером поле дует, И сердце в тайной радости тоскует, Что жизнь, как степь, пуста и велика. Какие предметные реалии создают картину молодости в 1 строфе? Какие звуки и цвета доминируют в 1и 2 строфах? В чем их смысл? Одно или несколько времен года рисует поэт в стихотворении? С какой целью?
В сухом лесу стреляет длинный кнут, В кустарнике трещат коровы, И синие подснежники цветут, И под ногами лист шуршит дубовый. И ходят дождевые облака, И свежим ветром в сером поле дует, И сердце в тайной радости тоскует, Что жизнь, как степь, пуста и велика Как их изменение передает движение в поэтическом пространстве? Почему в 1-5 строчках употребляются личные формы глагола, в 6-й- безличная, а в последней глаголов вообще нет? Зачем в 1 строфе поэт использует преимущественно конкретную лексику, а в двух последних строчках абстрактную? Почему сердце лирического героя тоскует в « тайной радости»? Нет ли здесь противоречий? Какой дополнительный смысл приобретает слово «пуста» в последней строчке? Как объяснить многократную повторяемость союза И ? С какой целью в 1 строфе поэт использует перекрестную рифму, а во 2 – кольцевую? Какова поэтическая идея произведения?
ПЕРВАЯ СТРОФА В сухом лесу стреляет длинный кнут, В кустарнике трещат коровы, И синие подснежники цветут, И под ногами лист шуршит дубовый.
ВТОРАЯ СТРОФА И ходят дождевые облака, И свежим ветром в сером поле дует, И сердце в тайной радости тоскует, Что жизнь, как степь, пуста и велика Пространство как бы расширяется, раздвигается, приобретают более обобщенный характер слова ОБЛАКА, ВЕТЕР, СЕРДЦЕ, ЖИЗНЬ. В «сером поле» начинает дуть « свежий ветер» перемен, « ходят дождевые облака». Две последние строчки поднимают образ лирического героя до обобщения: появляется абстрактная лексика – РАДОСТЬ, ЖИЗНЬ. Личные формы глаголов сменяются безличными а в последней строке совсем исчезают… Жизнь на бытийном уровне как бы замирает в ожидании перемен, « в тайной радости», в тайной надежде на то, что она велика, что еще только начинается.
Если построить ряды существительных, прилагательных и глаголов, то можно заметить расширение поэтического пространства от конкретного, предметного уровня к обобщенному. СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: лес, кнут, кустарник, коровы, подснежники, лист, облака, ветер, поле, сердце, радость, степь, жизнь. ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: сухой, длинный, синие, дубовый, дождевые, свежий, в сером, в тайной, пуста, велика. ГЛАГОЛЫ: стреляет, трещат, цветут, шуршит, ходят, дует, тоскует
Конкретность 1 строфы подчеркивается и перекрестной рифмой – она в русской поэзии традиционна, наиболее часто употребима 1.кнут- 3. цветут 2. коровы- 4. дубовый В сухом лесу стреляет длинный кнут, В кустарнике трещат коровы, И синие подснежники цветут, И под ногами лист шуршит дубовый.
ОПОЯСЫВАЮЩАЯ рифма 2 строфы ведет к высшей точке напряжения И ходят дождевые облака, И свежим ветром в сером поле дует, И сердце в тайной радости тоскует, Что жизнь, как степь, пуста и велика 1.облака - 4. велика 2. дует - 3. тоскует
Представим стихотворение в виде кинокадров и проследим смену планов: общий план «В сухом лесу стреляет длинный кнут»;
средний план – «В кустарнике трещат коровы»;
крупный план – «И синие подснежники цветут»\\ « И под ногами лист шуршит дубовый»;
средний план – «И ходят дождевые облака»;
общий план - «И свежим ветром в сером поле дует».
Две последние строчки лишены предметных картин. Они передают радостное ожидание, которое переполняет человека, когда он молод. Этим объясняется появление абстрактной лексики – «ЖИЗНЬ», «РАДОСТЬ» и отсутствие глаголов.